Телевизоры. Приставки. Проекторы и аксессуары. Технологии. Цифровое ТВ

Основной ряд на клавиатуре. "слепой" десятипальцевый метод набора текста на клавиатуре. левой руки правой руки

Упражнения для изучения удара

ролд выф пролдж авыф

Упражнения для изучения движений пальцев на клавишах основного ряда

рыл ров рвы выл вол лов рад вал ода лад дар дал два пыл пар жар пыж

роды волы овод орлы долы арфы фары рады рвал орда вода лады дыра дары лава арфа полы пора пола пары павы лапы жало ждал жара лыжа ложа

оводы вдовы вывод вырыл довод дрофы аврал рыдал

рвала вдова выдал дрова додал фалды флора фалда право парад падал выпал опора ждала выжал жажда

выводы доводы аврора фарфор рыдала выдала вырыла давало порода правда продал подвал подала провал попало вправо выпало пропал оправа жаждал выждал дважды

радовал выдавал вырывал жаждала пропажа продажа прождал водопад выпадал

радовало выдавала вырывала продавал пропадал оправдал водопады выпадало подождал порождал

продавала пропадало продолжал подождала

Контрольные фразы к 1-й теме

папа продал фары
вдова подала воды
в ров падала вода
пыж попал в дрова
жара порождала пожары
дрофа попала в водопад
в подвал попадала вода
вдова продавала фарфор
лыжа дважды падала в ров
вдова вырвала жало овода

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ТЕМЫ

После вводной беседы, темой для которой должны быть основные положения теории и методики машинописи (значение схемы клавиатуры для облегчения представлений о движении пальцев к клавишам, значение правильного удара по клавишам для будущей быстроты письма, роль ритма в машинописи, безошибочность как основа слепого письма, необходимость медленного темпа в выполнении упражнений, пока движения пальцев не станут механическими, и проч.), надо, конечно, прежде всего показать учащимся, как правильно вставлять, выравнивать и вынимать бумагу, и объяснить им те простейшие механизмы машины, без умелого пользования которыми невозможно писать упражнения.

Объяснять эти механизмы надо по принципу: объяснять только то, чем учащиеся тотчас же будут пользоваться. Поэтому надо показать вал, ручки вала, щиток, на который кладётся бумага, когда её вставляют в машину, бумагоосвободитель, бумагодержатели, полеустановители, каретку как движущуюся часть машины, в отличие от корпуса как неподвижной части машины, свободный ход каретки, рычаг для перевода строк, регулятор интервалов, клавиатуру как совокупность буквенных клавишей, и промежуточный (пропускной) клавиш, назначение которого - делать промежутки (пробелы) между словами.

Объясняя действия бумагоосвободителя, надо непременно обратить внимание учащихся на то, что этот механизм как при работе, так и после работы обязательно должен быть приведён в своё исходное положение. Передвижение каретки при письме или от руки с открытым бумагоосвободителем на многих системах машин очень легко приводит к поломке лентоводителя (или хотя бы к его повреждению), а оставление бумагоосвободителя открытым после работы приводит к неравномерному растягиванию пружин, результатом чего потом является скашивание бумаги при работе.

Поэтому, объясняя, как вынимается бумага из машины, лучше первоначально рекомендовать учащимся делать это вращением ручки вала. Приём вынимания бумаги открыванием бумагоосвободителя много рациональнее, но при этом учащиеся, внимание которых поглощено другими задачами, систематически забывают приводить бумагоосвободитель в его исходное положение.

Действия клавиша обратного хода каретки и полеосвободителей не только не следует здесь объяснять, но надо категорически запрещать пользование этими механизмами, если учащиеся сами найдут их на машине, пока учащиеся пишут упражнения из отдельных слов. Для выполнения таких упражнений клавиш обратного хода совершенно не нужен, так как перебивки в выполнении упражнений недопустимы, а пользование как этим клавишем, так и полеосвободителями срывает руки учащихся с исходных позиций и, следовательно, вредит учебному процессу.

Первое время лучше воздержаться от объяснения действия и механизма для изменения движения ленты. Несмотря на простоту этого механизма, учащиеся, сознание которых заполнено многообразием нового, первоначально плохо усваивают этот механизм и только портят ленты перематыванием их с катушки на катушку, этот механизм лучше объяснить им несколько позднее, когда они уже освоятся с первоначальными упражнениями. А до этого следует предложить им при каждой остановке ленты обращаться к преподавателю.

Действия же всех других механизмов и частей, которыми учащиеся должны уметь пользоваться, например строкоустановителем и механизмом свободного вала (выключения зубцов вала и проч.), следует объяснять только после перехода всей группы к разделу оформления машинных бумаг, где эти механизмы только и могут быть использованы ими на практике.

Объяснив действия необходимых механизмов и проверив у всех учащихся элементарное умение пользоваться ими, можно перейти к существу первой темы - удару по клавишам и изучению движений пальцев на клавишах основного (второго снизу) ряда клавиатуры. Здесь надо прежде всего, конечно, дать аппликатуру (распределение) пальцев на клавишах основного ряда. И только - основного, так как аппликатура пальцев на клавишах других рядов всё равно не удерживается в памяти учащихся, раз им не приходится тут же усваивать её практически. Дальше надо отчётливо продемонстрировать правильную посадку, положение рук на клавиатуре, резко подчеркнув при этом значение исходных позиций рук, на клавиши которых пальцы учащихся должны возвращаться после каждого удара.

Мы не останавливаемся подробно ни на правильной посадке, ни на положении рук на клавиатуре, так как эти вопросы многократно излагались в имеющейся машинописной литературе и, конечно, общеизвестны.

Только после таких объяснений и демонстраций можно перейти к изложению правильных приёмов письма. Эти приёмы ставят перед учащимися три задачи: отрывистый удар по клавишам, безошибочность письма и равномерный ритм в ударах по клавишам. Каждая из этих задач требует от новичков большого напряжения внимания. А внимание, как известно, рассеивается, если оно не сосредоточено на каком-либо одном предмете. Поэтому нельзя, конечно, сразу ставить перед учащимися все три задачи.

Так как по техническим свойствам пишущей машин основой письма является отрывистый удар по клавишам, без которого впоследствии недостижимо быстрое письмо, то начинать надо, конечно, с удара. Укоренившийся неправильный удар очень трудно поддаётся последующему исправлению, а самое это исправление отвлекает потом внимание учащихся от последующих задач и очень мешает нормальному развитию учебного процесса.

Поэтому правильный удар должен быть понят и в основном усвоен учащимися до того, как перед ними встанет во всей полноте задача безошибочного выполнения упражнений. Такое разделение задач тем более необходимо, что, как известно, большинству учащихся отрывистый удар не только не даётся сразу, но самое понятие "отрывистый" плохо воспринимается их сознанием. Шрифт пишущей машины, совсем непохожий на рукописный и очень напоминающий типографскую печать, создаёт у новичков представление не письма, а печатания, а печатание в свою очередь отождествляется ими с тиснением. От новичков никогда не приходится слышать: "написать", "переписать", а всегда "напечатать", "перепечатать". В то же время хорошее письмо в представлении новичков отождествляется с ясным, густым отпечатком буквы на бумаге. Отсюда у новичков предвзятое желание как можно крепче притиснуть букву к бумаге, подобно печати, которую ставят на документах, т.е. стремление делать как раз противоположное тому, что нужно для отрывистого удара.

Обычно в руководствах по машинописи рекомендуется в этом случае давать учащимся сравнение с горячими, раскалёнными предметами: клавиши как бы горячие, к ним можно только прикоснуться, но нельзя задерживать на них пальцы. Но в действительности клавиши совсем не горячие, их температура ничем не напоминает учащимся, что пальцы на них нельзя задерживать, и учащиеся тотчас же забывают об этом нереальном сравнении.

По нашим наблюдениям гораздо лучшие результаты даёт такое указание: "Вы не должны чувствовать при ударе по клавишу, что он дальше не идёт, вы должны оторвать от него палец раньше, чем клавиш дойдёт до упора". Соединённое с этим указанием требование непременно отбрасывать немного руку кверху после каждого удара довольно скоро приводит учащихся к правильному пониманию отрывистого удара, а ощущение, что клавиш упёрся и дальше не идёт, постоянно напоминает им об этом указании.

Из изложенной выше теории письма мы видели, что для достаточной и, главное, равномерной силы удара в нём должна участвовать не только мускулатура пальцев, весьма различная по силе у отдельных пальцев, но мускулатура кистей рук. Поэтому удар по клавише должен быть не только отрывистым, но и ударом кисти, а не только пальцем, или, как принято говорить, удар должен быть бросковым, а не ползающим.

Эти необходимые свойства удара по клавишам создают довольно сложные сочетания движений пальцев и кисть рук, которые новичкам довольно трудно понять и освоить, если их не расчленить первоначально на несколько отдельных последовательных движений. Ведь ясно, что при ударе кистью новичок ударит сразу всеми четырьмя пальцами руки, буквенные рычаги соответствующих клавишей сцепятся и никакого эффекта не получится. Далее, после удара новичок инстинктивно отбросит кверху ударивший палец, как временно ему ненужный и только мешающий удару следующим пальцем. Так именно и получается у новичка, если ему предоставить самому сочетать необходимые для правильного удара движения.

Между тем, для того, чтобы удар получился только одним пальцем, а не всеми четырьмя, конечно, необходимо, чтобы этот палец предварительно занял выдвинутое положение среди других пальцев той же руки, а для того, чтобы пальцы после ударов не теряли своей ориентировки на исходных позициях, необходимо также, чтобы отработавшие пальцы не уходили вверх, а немедленно возвращались со всеми остальными пальцами на исходные позиции.

Поэтому, начиная изучение правильного удара, мы считаем необходимым, во-первых, начинать его с ударов только по клавишам исходных позиций и, во-вторых, давать учащимся следующую схему последовательны" движений пальцев и кистей рук.

1. Поставив все пальцы на клавиши исходных позиций (на прилагаемой схеме клавиатуры эти клавиши подчёркнуты), сначала слегка (примерно на один сантиметр) приподнять все пальцы, кроме ударяющего. 2. В таком положении пальцев (т.е. в выдвинутом книзу для ударяющего пальца) взмахнуть всей кистью руки кверху примерно на 2-3 см. 3. Ударить теперь с этой высоты по нужному клавишу, отрывая от него палец раньше, чем клавиш дошёл до упора, и тотчас же отбросить обратно кверху на те же 2-3 см всю кисть руки. 4. Немедленно после этого поставить все четыре пальца на клавиши исходных позиций.

Когда эта схема движений пальцев и рук для получения правильного удара понята и в основном усвоена всеми учащимися, надо перейти к изучению удара по клавишам основного ряда вне исходных позиций. Здесь к изложенной схеме движений надо добавить ещё один начальный член, и она станет такой:
1. Поставив все пальцы на клавиши исходных позиций, сначала отвести ударяющий палец к нужному клавишу (например, указательный палец правой руки к клавишу "п"), обязательно оставляя остальные пальцы той же руки на клавишах исходных позиций.
2. В таком положении пальцев поднять кверху примерно на 1 см все пальцы, кроме ударяющего.
3. В таком положении взмахнуть всей кистью руки кверху примерно на 2-3 см.
4. Ударить с этой высоты по нужному клавишу, отрывая от него палец раньше, чем клавиш дошёл до упора, и тотчас же отбросить обратно кверху на те же 2-3 см всю кисть руки.
5. Немедленно поставить все четыре пальца на клавиши исходных позиций.

Обе эти схемы надо, конечно, предварительно отчётливо продемонстрировать сначала групповым порядком, а затем индивидуально каждому учащемуся, для которого эти схемы необходимых движений недостаточно ясны.

В качестве упражнений для изучения удара лучше брать сочетания из букв подряд на клавишах сначала исходных позиций, а потом всего основного ряда (как мы это и даём ниже), чем из слов, которые можно было бы составить для этого из тех же букв.

Так как цель этих упражнений - ещё не безошибочное письмо, а только правильный удар по клавишам, то смысл того, что получается на бумаге, всё равно не может служить показателем правильности или неправильности движений, производимых учащимся. При замене же таких сочетаний букв словами, внимание учащихся неминуемо отвлекалось бы смыслом написанного и необходимостью не перебирать просто пальцами по клавишам подряд, а ещё за той последовательностью в ударах различных пальцев, какую требует каждое осмысление слово.

Равным образом, вопреки открытым Ляи законам чередования рук, лучше вести изучение удара поочерёдно то одной правой рукой, то одной левой, причём свободна рука должна, конечно, сохранять своё правильное положение на исходных позициях противоположной половины клавиатуры, а её большой палец должен своевременно делать промежутки после каждого упражнения. Распределение же таких упражнений сразу на обе руки, хотя и привело бы к чередованию рук, но осложнило бы процесс изучения удара отвлечением внимания учащихся на соблюдение этого чередования.

Каждое из приведённых ниже упражнений для изучения удара надо, конечно, повторять многократно до тех пор пока удар у всех учащихся не начнёт приближаться к правильному. Если же пальцы учащихся начнут уставать ранее этого момента, то надо перейти к упражнению для другой руки, возвращаясь потом опять к первому упражнению, пока удар не станет удовлетворительным.

При таком порядке изучения удара по указанным схемам движений и на упражнениях из клавишей, взятых подряд, удаётся в довольно короткий срок добиться удовлетворительного удара у всей группы учащихся. Возможные при этом отдельные неудачи всегда являются только следствием торопливости и нетерпеливого желания добиться результата поскорее. Поэтому сдерживание темпа выполнения этих упражнений всегда дает прекрасные результаты.

Добившись удовлетворительного удара на упражнениях из сочетаний клавишей, взятых подряд, можно перейти к упражнениям из слов и поставить перед учащимися вторую задачу - достижение безошибочного выполнения каждого упражнения. Однако и при постановке этой задачи нельзя ещё считать задачу правильного удара выполненной окончательно. Необходимость следить за правильной последовательностью букв в выполняемом слове-упражнении очень легко приводит учащихся в этом периоде к несоблюдению схемы последовательных движений пальцев и рук при ударе, и качество последнего начинает ухудшаться. В таких случаях, если учащимся не удаётся добиваться безошибочного выполнения упражнений и одновременном соблюдении необходимых для правильного удара движений, то лучше временно отказаться от требования безошибочности, но обязательно добиться строгого соблюдения правильного удара.

Обычно к середине упражнений первой темы всем учащимся уже удаётся сочетать требования правильного дара с требованиями безошибочности письма, и тогда требование безошибочного выполнения каждого упражнения в двух последних строках может быть поставлено во всей его полноте.

Когда и требование безошибочного выполнения каждого упражнения усвоено учащимися, что обычно наступает на упражнениях второй половины первой темы, то можно приступить к третьей задаче - усвоению равномерного ритма письма.

Ритмические упражнения - это, как известно, упражнения, выполняемые одновременно всей группой подсчёт такта, который даёт преподаватель. При подборе упражнений для выполнения их в такт следует соблюдать следующие требования:
1) давать только те слова-упражнения, которые были уже безошибочно выполнены слабейшими из группы;
2) давать слова только из нечётного, числа букв, чтобы вместе с ударом по промежуточному клавишу, общее число ударов в упражнении было чётным; это обеспечивает постоянное совпадение счёта "раз" с первой буквой каждого слова-упражнения, что в свою очередь облегчает возможность учащимся, выбившимся из такта, снова в него включиться;
3) состав букв в слове подбирать так, чтобы руки учащихся первоначально чередовались после каждого удара, а в дальнейшем такое чередование было бы по возможности более частым. Это облегчает первые шаги учащихся в освоении равномерного ритма, так как чередование рук само но себе более ритмично, чем чередование пальцев одной и той же руки;
4) начинать первые ритмические упражнения с коротких слов в 3 буквы.

Ниже дан набор слов для ритмических упражнений, подобранных в порядке постепенной трудности и в количестве, достаточном для первой темы. Однако при таком подборе упражнений для облегчения освоения равномерного ритма он оказывается первоначально очень трудным для учащихся, большинство которых обычно совершенно не встречалось с ритмом в был Поэтому в ритмических упражнениях первоначально приходится совершенно выключать требования и безошибочности, и правильного удара. Пусть в буквах будут ошибки, пусть пальцы иногда задерживаются на клавишах, главное - не выбиваться из такта. Когда же вся группа уловит общий ритм письма и войдёт в него, к учащимся вернётся и безошибочность письма, и правильный удар. Но для этого важно не приступать к ритмическим упражнениям до полного усвоения всеми учащимися и отрывистого удара, и безошибочности письма. Наоборот, совершенно безразлично, над каким упражнением первой темы работает в это время индивидуально каждый учащийся; безразлично даже, если отдельные учащиеся уже успели к этому времени перейти к следующим темам, так как выполнения в такт всё равно можно давать только те упражнения, которые уже проработаны слабейшими из группы.

Самая организация ритмических упражнений проводится так. Длина строки для этих упражнений берётся во всю ширину бумаги с отступлением от её левого края всего на 2-3 удара. Перед началом каждого упражнения все учащиеся отводят каретки к началу строки. Преподаватель занимает в группе такое место, с которого ему хороша видно окончание строки на машине, имеющей наиболее расставленный шрифт; когда строка на такой машине заканчивается, он даёт группе общее распоряжением "переведите каретки для следующей строки", что должно выполняться немедленно всей группой, независимо от того, что на машинах с сжатым шрифтом строки остаются незаконченными. Счёт такта следует вести на 2, а не на 4 деления: "раз - два", "раз - два", а не "раз - два -три - четыре", так как длинное слово "четыре" даёт менее отчётливый такт, а деление на 3 гораздо хуже улавливается учащимися, не знакомыми с ритмом.

Объявив учащимся слово, которое будет предметом ритмических упражнений, преподаватель даёт сначала счёт нескольких тактов, в течение которых учащиеся еще не пишут (так называемые пустые такты или паузы), чтобы дать им возможность вслушаться в общий темп письма, в котором им придётся писать, а уж затем на счет "раз" взмахом руки включает в такт письма всю группе учащихся.

После перевода всей группой кареток для следующей строки опять следует просчитать хотя бы один пустой такт, иначе отдельные учащиеся сразу начинают письмо в разных темпах и, конечно, выбиваются из такта.

Когда учащиеся настолько установятся в такте, что у большинства их уже не будет при этом и ошибок в буквах слова, то преподаватель, предупредив об этом группу, даёт счёт такта только в начале строки, перестаёт отсчитывать такт и предоставляет учащимся самим писать в общем такте, ориентируясь на удары букв о вал машины друг у друга. Обычно учащиеся в таком случае хорошо заканчивают строку с чётким соблюдением общего такта. Нередко однако, бывает, что в таких случаях учащиеся, предоставленные самим себе, начинают ускорять темп письма, в результате чего слабейшие выбиваются из такта. В последнем случае преподаватель снова сейчас же включает счёт такта вслух и этим сдерживает тех, кто пытается ускорить общий темп письма.

Первому ритмическому уроку обычно приходится посвятить около получаса времени, причём и за такое время часто не удаётся достигнуть всего, что описано выше. В таком случае остальное надо отложить на следующий ритмический урок, потому что при большей продолжительности урока внимание учащихся постепенно притупляется и хороших результатов всё равно не удаётся получить.

В дальнейшем каждому ритмическому уроку надо посвящать 15-20 минут, уделяя это время на каждом, текущем уроке на всём протяжении изучения слабейшими учащимися первых трёх тем, что в общей сложности потребует около 225-275 минут, или 5-6 учебных часов.

Количество слов-упражнений, которое следует использовать для каждого ритмического урока, зависит от темпа письма, который вначале должен быть очень медленным и который в дальнейшем надо ускорять с большой постепенностью. Обычно для первых уроков приходится использовать 2 слова-упражнения, в дальнейшем 2-3: и под конец 3-4, а иногда и 5 слов. Во всяком случае не следует пользоваться одним и тем же словом на протяжении более 12-15 строк, так как при чрезмерно длительном повторении одних и тех же движений пальцы учащихся начинают заплетаться и результаты упражнений ухудшаются.

При таком объёме ритмических упражнений и при пользовании для изучения техники письма упражнения подобранными группами из одинакового количества букв, у всех учащихся к концу курса оказывается настолько равномерный ритм письма, что случаи сцепления рычагов даже в условиях торопливости встречаются лишь как редкое исключение, а это и является конечной целью усвоения правильного ритма.

При таком разделении и последовательном выполнении задач усвоения удара, безошибочности и ритма упражнения первой темы легко усваиваются всеми без исключений учащимися.

Когда каждый учащийся закончил надлежащим образовывать все упражнения первой темы, ему надо дать для выполнения контрольные фразы, приведённые ниже (в конце первой темы). Из многих приёмов выполнения этих наилучшие результаты, по нашим наблюдениям, даёт требование написать каждую фразу столько раз, сколько потребуется, чтобы 3 последние раза фраза была написана совсем без ошибок. При этом технически лучше повторять эту фразу не в той же строке, а друг под другом, т.е. начинать фразу всегда с новой строки. При таком способе учащимся гораздо легче тотчас же замечать свои ошибки, так как одни и те же буквы слов фразы в таком случае оказываются друг под другом.

Тем не менее не следует придавать выполнению этих фраз исчерпывающее значение для оценки успеваемости отдельных учащихся. Нередко бывает, что относительна слабые учащиеся, сосредоточив всё своё внимание на коротком отрезке времени, потребном для выполнения этих фраз, подают хорошие работы, в то время как текущие работы, вследствие неумения длительно удерживать внимание сосредоточенным, пестрят ошибками и большинство слов в их текущих упражнениях бывает выполнено безошибочно в двух последних строках лишь в результате написания слова на протяжении 6-8 строк. Наоборот, хорошие учащиеся нередко выполняют эти фразы хуже своих текущих работ только потому, что эти фразы - контрольные. (Ведь хорошие учащиеся всегда больше волнуются при контрольных работах, чем плохие.)

Поэтому основной базой для оценки успеваемости, нашим наблюдениям, должно быть текущее выполнение отдельных слов-упражнений каждой темы. Учащиеся, которые настолько сознательно и внимательно выполняют каждое слово-упражнение, что добиваются его безошибочного выполнения в двух последних строках в среднем на протяжении всего 2-3 строк, впоследствии к концу курса пишут совсем без ошибок; те же, которые для получения такого же результата пишут каждое слово в среднем по 6-8 строк, и к концу курса сохраняют в своём письме количество ошибок, близкое к предельно допустимой норме.

При равных качествах выполнения текущих упражнений целесообразно также учитывать в оценке успеваемости и темп выполнения упражнений отдельными учащимися.

Упражнения для ритмических занятий к 1-й теме

рыл рад лад дал пыл пар жар пыж
рыдал парад падал оводы жажда выпал выжал
вдова

Часто при первом знакомстве с персональным компьютером у пользователя возникает вопрос о том, какие знаки на клавиатуре есть и как их вводить. В рамках данной статьи детально будет описана каждая группа клавиш с указанием ее назначения. Также будет изложен метод ввода нестандартных символов с использованием ASCII-кодов. Наибольший интерес этот материал представляет для тех, кто работает с текстовым редактором, например Microsoft Word или другим аналогичным приложением (OpenOffice Writer).

Функциональный набор

Начнем с Их на клавиатуре 12 штук. Располагаются они в самом верхнем ряду. Назначение их зависит от открытого приложения в текущий момент времени. Обычно внизу экрана высвечивается подсказка, и это наиболее часто выполняемые операции в данной программе (например, создание директории в Norton Commander - это «F7»).

Ключи и регистр

Особая группа клавиш - это ключи. Они управляют режимом работы другой части клавиатуры. Первый из них - это «Caps Lock». Он изменяет регистр букв. По умолчанию вводятся строчные знаки. Если же мы однократно нажмем данный ключ, то уже при нажатии клавиш будут появляться Это наиболее простой и удобный способ того, как поставить знаки на клавиатуре с разным регистром. Второй ключ - это «Num Lock». Он используется для переключения цифровой клавиатуры. При его выключенном состоянии ее можно использовать для навигации. А вот при включении она работает как обычный калькулятор. Последняя клавиша данной группы - это «Scroll Lock». Она используется в табличных процессорах. При неактивном ее положении идет переход по ячейкам, а при включении - прокручивается лист.

Управление

Отдельно стоит рассмотреть клавиши управления. В первую очередь это стрелочки. Они перемещают курсор на одно положение влево, вправо, вверх и вниз. Еще есть постраничная навигация: «PgUp» (страница вверх) и «PgDn» (страница вниз). Для перехода в начало строки используется «Home», в конец - «End». К управляющим клавишам принадлежат «Shift», «Alt» и «Ctrl». Их сочетание переключает раскладку клавиатуры (это зависит от настроек операционной системы).

При зажатом «Shift» изменяется регистр вводимых символов и появляется возможность ввода вспомогательных символов. Например, выясним, как набрать знаки на клавиатуре из этого набора. Введем «%». Для этого зажимаем «Shift» и «5». Набор вспомогательных символов зависит от активной раскладки клавиатуры в текущий момент времени. То есть в английской раскладке доступны одни знаки, а в русской - другие.

Обращаем внимание на обозначения, которые есть на клавиатуре. Удаление символа слева - «Backspace», а справа - «Del». «Enter» - переход на новую строку. Еще одна особенная клавиша - это «Tab». В таблице она обеспечивает переход на следующую ячейку, а в конце добавляет новую строчку. Для текста ее нажатие приводит к появлению «увеличенного» отступа между символами. А в файловом менеджере ее нажатие приводит к переходу на другую панель.

Основной набор

Основной набор зависит от активной раскладки в текущий момент времени. Это может быть русская или английская. Переключение между ними осуществляется с помощью комбинаций «Alt» + «Shift» слева или «Ctrl» + «Shift». Выбранное сочетание определяется в настройках операционной системы. Выяснить активную комбинацию можно путем подбора. То есть нажимаем первую из них и смотрим на состояние языковой панели (расположена в правом нижнем углу экрана). Если произошла смена языка, значит, это нужное нам сочетание (например, с «En» на «Ru» или наоборот). По умолчанию устанавливается первое из них.

Буквенные знаки на клавиатуре располагаются в ее центральной части и разделены на три ряда. Чем чаще символ используется, тем он ближе к центру, чем реже - тем он дальше от него. То есть буквы распределены не по алфавиту, а по Вначале к такому принципу организации распределения знаков трудно привыкнуть, но чем больше вы работаете, тем больше привыкаете и понимаете, что это действительно удобно. Еще один нюанс, который нужно учитывать. Для кратковременного переключения между заглавными и прописными буквами лучше использовать «Shift», а для длительного набора - «Caps Lock».

Цифровая клавиатура

Еще один обязательный компонент таких устройств ввода - это цифровая клавиатура. Она расположена в правой его части. У нее есть два режима функционирования: ввод и навигация. В первом случае набираются знаки на клавиатуре (это цифры и основные математические операции). Это удобно при работе с большим А во втором варианте дублируются клавиши перемещения курсора и постраничной навигации. То есть стрелочки для перемещения маркера, «PgUp», «PgDn», «Home» и «End» - все это здесь присутствует.

Переключение между ними выполняется с помощью ключа «Num Lock». При выключенном его состоянии (светодиод неактивен) работает навигация, а при включении - цифровой набор. При необходимости можно установить нужный режим работы после загрузки персонального компьютера в BIOS (это лучше делать продвинутым пользователям, поскольку у новичков с этой операцией могут возникнуть проблемы).

Знаки препинания

Знаки препинания на клавиатуре сосредоточены большей частью возле правой клавиши «Shift». Это точка и запятая. Также в английском варианте раскладки здесь находится Остальные символы (двоеточие, вопросительный и восклицательные знаки) находятся на основной цифровой клавиатуре, которая расположена сразу же под функциональными клавишами. Для их ввода кратковременно зажимаем «Shift» и вместе с ним соответствующую кнопку.

О том, чего нет

А как же знаки, которых нет на клавиатуре? Можно ли их каким-то образом получить? Ответ на этот вопрос положительный. Существует два способа набора таких символов. Первый из них подразумевает использование текстового редактора Word. После его запуска переходим на панель инструментов «Вставка» и там выбираем пункт «Символ». В открывшемся списке выбираем «Другие». Затем откроется специальное окно ввода. Тут с помощью клавиш навигации находим нужный символ и нажимаем «Enter».

Дополнительные знаки на клавиатуре можно набрать еще одним способом - с использованием ASCII-кодов. Это работает во всех Windows-приложениях - основной плюс. Минус же его - использование большого кода, который нужно помнить. Для начала выясняем цифровой код нужного нам знака на официальном сайте корпорации Microsoft или в любом другом источнике, где есть соответствующая таблица, и запоминаем его. Затем переходим в нужное нам приложение.

Обязательно включаем «Num Lock», зажимаем «Alt» и на цифровой клавиатуре справа последовательно набираем код, найденный на предыдущем этапе. В конце нужно отпустить «Alt» и после этого нужный символ должен обязательно появиться. Например, для ввода « » используется комбинация «Alt»+«9829». Это удобно использовать для нестандартного

Оформления текстовых сообщений в чате или страниц в социальных сетях. Ведь намного удобнее запомнить нестандартную запись, чем обычную. И такое решение этому как раз способствует.

Итоги

В рамках данного материала были описаны все знаки на клавиатуре, которые есть на сегодняшний день. Указано назначение всех клавиш и приведены практические примеры работы. Также показана методика работы, позволяющая выйти за рамки обычного набора знаков с применением ASCII-кодов. Все это в сумме поможет начинающему пользователю досконально разобраться с работой клавиатуры и понять основные принципы функционирования персонального компьютера.

Конспект урока на тему
«Клавиатура. Группы клавиш и их назначение»

Тип урока:

Урок изучения новых знаний

Образовательная цель урока:

Изучение и первичное закрепление знаний;
Актуализация ведущих знаний;
Рассмотреть все группы клавиш и их назначение.

План урока:

1. Организационная часть (приветствие, проверка присутствующих учащихся, запись даты и темы в тетрадь)

3 мин.

2. Объяснение нового материала

30 мин.

3. Самостоятельная работа учащихся

10 мин.

4. Домашнее задание

2 мин.

Конспект урока:

Современные компьютеры могут обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Для ввода в компьютер звуковой информации применяются микрофоны; сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры используются для ввода сложных графических изображений, фотографий и видеофильмов; числовая и текстовая информация также может быть введена в память компьютера с помощью сканера. Но для того чтобы успешно работать на компьютере, необходимо знать клавиатуру – важнейшее устройство ввода в память компьютера.

Компьютерное устройство, которое располагается перед экраном дисплея и служит для набора текстов и управления компьютером с помощью клавиш, находящихся на клавиатуре.

Внимательно рассмотрите клавиатуру компьютера.

Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:

    алфавитно-цифровые клавиши;

    функциональные клавиши;

    управляющие клавиши;

    клавиши управления курсором;

    цифровые клавиши.

В центре расположены алфавитно-цифровые клавиши , очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы («!», «:», «*» и т.д.), буквы русского алфавита, латинские буквы. С помощью этих клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы. В нижней части клавиатуры находится большая клавиша без символов на ней – «Пробел». «Пробел» используется для отделения слов и выражений друг от друга.

Русские клавиатуры двуязычные, поэтому на их клавишах нарисованы символы как русского, так и английского алфавитов. В режиме русского языка набираются тексты на русском языке, английского - на английском.

Алфавитно-цифровая клавиатура - основная часть клавиатуры с алфавитно-цифровыми клавишами, на которых нарисованы символы,вместе со всеми тесно прилегающими управляющими клавишами.

На рис.1 представлен один из видов алфавитно-цифровой клавиатуры. Виды клавиатуры отличаются друг от друга формой некоторых управляющих клавиш и расположением клавиши с символом бэкслеша \.

Алфавитно-цифровые клавиши изображены белым цветом, управляющие - серым. На левой стороне клавиш нарисованы символы, которые набираются в режиме английского языка. На правой - символы режима русского языка, если они отличаются от английского. Если в обоих режимах набирается один и тот же символ, то этот символ справа не рисуется.

Функциональные клавиши F1 – F12 , размещенные в верхней части клавиатуры, запрограммированы на выполнение определенных действий (функций). Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки .

Место ввода очередного символа на экране монитора отмечается мигающей черточкой – курсором .

Для перемещения курсора служат клавиши управления курсором , на них изображены стрелки, направленные вверх, вниз, влево и вправо. Эти клавиши перемещают курсор на одну позицию в соответствующем направлении. Клавиши PageUp и PageDown позволяют «листать» документ вверх и вниз, а клавиши Home и End переводят курсор в начало и конец строки.

Очень часто используются управляющие клавиши . Они не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Enter (иногда изображается со стрелкой) завершает ввод команды и вызывает ее выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Клавиша Esc расположена в верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.

Клавиши Shift, Ctrl, alt корректируют действия других клавиш.

Цифровые клавиши – при включенном индикаторе Num Lock удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций. Расположенными, как на калькуляторе. Если индикатор Num Lock выключен, то работает режим управления курсором.

Замечание: название «Num Lock» в буквальном переводе означает «фиксация цифр»

Клавиатурные эквиваленты

CTRL+Z - Отменить
CTRL+A - Выделить все
BACKSPACE - Перейти к папке верхнего уровня
CTRL+TAB - Перейти из одной вкладки в другую
F4 – Раскрыть адресную строку
F1 - Справка
F10- Перейти к меню SHIFT+F10 - Вызвать контекстное меню для выделенного объекта
CTRL+ESC - Открыть главное меню
CTRL+ESC - Нажать на кнопку Пуск
alt+TAB - Перейти из одного окна в другое (смена активности окна)alt+M - Свернуть все окна
Win+R - Открыть окно Запуск программы
Win+M - Свернуть все открытые окна
Win+F1 - Вызвать справочную систему Windows
Win+E - Вызвать Проводник Windows
Win+F - Найти файл и папку
CTRL+Win+F - Найти компьютер
Win+Tab - Переход между приложениями Панели задач
Win+Break - Вызвать свойства системы

Название некоторых символов:

/ - косая черта (слэш);
‘ - апостроф;
& - амперсенд;
$ - доллар;
~ - тильда;
@ - коммерческое "эт" (или собака);
() - "открытая" "закрытая" скобка;
- "открытая" "закрытая" квадратная скобка;
{} - "открытая" "закрытая" фигурная скобка;
< > - знак "меньше" "больше";
_ - подчеркивание;
\ - оборотная косая черта (бэкслэш);
# - решетка (диез);
« » - кавычки;
^ - крышка (степень);
* - звездочка.

Клавиатура – это электронное устройство, содержащее внутри микросхемы и другие детали. Поэтому обращаться с ней следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками пр. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть легкими, короткими и отрывистыми.

На каждый компьютер загружается клавиатурный тренажер.

Домашнее задание(ребятам раздаются карточки с заданиями).

1. Заполните таблицу.

Операция

Клавиша или комбинация клавиш

Переключение клавиатуры с режима ввода латинских букв на режим ввода русских букв и обратно

Переключение клавиатуры с режима ввода строчных букв на режим ввода прописных букв и обратно

Функция режима ввода прописных букв/ отказ от фиксации этого режима

Получение символов, расположенных вместе с цифровыми в верхнем ряду клавиатуры

Удаление символа, стоящего справа от курсора

Удаление символа, стоящего слева от курсора

Включение на дополнительной клавиатуре режима работы с цифрами и знаками арифметических операций

2. Разгадайте кроссворд «Надписи на клавишах».

По горизонтали:
1. Название клавиши переключения регистров клавиатуры (SHIFT).
3. Краткое название клавиши, с помощью которой можно удалить символ, расположенный справа от курсора (DEL).
4. Надпись на клавише, с помощью которой удаляют символ, расположенный слева от курсора (BACKSPASE).
7. Надпись на клавише, переводящаяся на русский язык как «пауза» (PAUSE).
9. Сокращенное название клавиши Control (CTRL).
10. Надпись на клавише табуляции (TAB).
12. Надпись на клавише, находящейся рядом с клавишей Pause (SCROLLLOCK).
13. Надпись на клавише, при нажатии которой происходит отмена действия или выход из некоторого состояния (ESC).
14. Надпись на клавише, которую иногда называют самой главной клавишей (ENTER).
16. Краткая надпись на клавише, переводящей курсор на страницу вниз (PgDn).
По вертикали:
2. Краткая надпись на клавише, предназначенной для переключения режимов «вставка»/ «замена» (INS).
3. Полное название клавиши, с помощью которой удаляют символ, расположенный справа от курсора (DELETE).
5. Надпись на клавише, при нажатии которой происходит фиксация верхнего регистра (CAPSLOCK).
6. Надпись на клавишах, расположенных по обе стороны от клавиши «Пробел» (alt).
8. Надпись на клавише, фиксирующей числовой режим работы цифровой клавиатуры (NUMLOCK).
11. Надпись на клавише, обеспечивающей перемещение курсора в начала текущей строки (HOME).
15. Надпись на клавише, обеспечивающей перемещение курсора в конец текущей строки (END).

Как вы думаете, мы полностью научились работать на компьютере? Конечно, нет. Нас с вами ждет еще не одно путешествие в удивительный компьютерный мир.


Литература:

    Журнал «Информатика и образование». 2005. №3.

    Журнал «Информатика в школе». 2004. №6.

    Журнал «Информатика и образование». 2004. №6.

Упражнение № 2

Тема: «Изучение клавиатуры. Основной (второй) ряд клавиатуры, буквы П Р Э»

Цель работы : Изучение основного (второго) ряда клавиатуры, буквы П Р Э. Научиться правильной постановке рук на клавиши основного ряда клавиатуры.

Поставьте руки вслепую на исходную позицию: пальцы левой руки на буквы Ф Ы В А, правой – на буквы О Л Д Ж. Проверьте правильность позиции.

Для написания буквы Р необходимо указательный палец правой руки приподнять, отвести немного влево и сделать короткий, отрывистый удар по клавише Р, затем вернуть палец на исходную позицию (на букву О). Точно так же производят удар по клавише П, только левой рукой. Повторяйте этот прием до тех пор, пока не появиться уверенность в движении (не менее 15 раз).

Для удара по клавише Э мизинец правой руки оттягивается вправо, делается отрывистый удар по клавише Э, и палец возвращается в исходное положение (на букву Ж). Повторяйте этот прием до тех пор, пока не появиться уверенность в движении (не менее 15 раз).

Задание 1: Напишите буквы П, Р и Э по две строки через один пробел по образцу:

п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п

р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р

э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э э

Задание 2: Напишите слова из трех букв каждое по три строки через один пробел по образцу:

рад рвы рыл род раж пол пыж пар пэр под дар дал фар жар эра

Задание 3: Напишите слова из четырех букв каждое по три строки через один пробел по образцу:

рады рвал форд фара арфа

выпадал проплыл проводы продажа прорвал

жаждала пропажа радовал

Читайте также:
  1. II. Подготовка к основной учебно - познавательной деятельности.
  2. III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
  3. IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
  4. Больной поступил в инфекционное отделение с подозрением на холеру. Какой основной метод исследования необходимо использовать для подтверждения диагноза?
  5. В качестве основной крепежной резьбы применяется метрическая резьба.
  6. В чем заключается основной вклад М. Вебера в науку управления?
  7. Воспитание через любовь – основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.
  8. Государственные закупки основной сельскохозяйственной продукции у советских производителей (тыс. т)

С самого начала надо приучить себя сидеть не сутулясь, на некотором расстоянии от стола. Высота стула такая, чтобы лежащие на клавиатуре кисти рук образовывали в локтях угол около 90 градусов. Оригинал упражнения должен быть хорошо освещён.

Буквенная клавиатура состоит из трёх рядов, в четвёртом расположены цифры и знаки, а также буква Ё.

Второй снизу ряд буквенной клавиатуры называется основным. Помеченные выпуклостями клавиши А и О предназначеныдля указательных пальцев. Это позволяет найти их не глядя. Поставив на них указательные пальцы, легко установить остальные на свои места. Это для левой руки – В, Ы, Ф, для правой– Л, Д, Ж. Большие пальцы располагаются над планкой в нижнем ряду, ею делают пробелы. Это исходная позиция.

Отпечаток буквы получается в результате контакта, поэтому «удар» надо делать легко и отрывисто, иначе получится многократный повтор. Слово «удар» пришло из лексикона работавших на механических пишущих машинках. Там действительно требовался удар, чтобы сработала целая система рычагов и получился оттиск. Поэтому и скоростные возможности у компьютера значительно выше ведь пальцы легко скользят по клавиатуре.

Чтобы «приучить» палец писать нужную букву, сначала выполняются упражнения с многократно повторяющимися движениями. Для этого работающий палец делает короткий легкий нажим-контакт, остальные пальцы сохраняют свои позиции над «своими» клавишами.

Отрабатывая навык письма букв и слов с основной позиции и позже, тренируясь на фразах, надо следить за краткостью и ритмичностью контакта.

Чтобы не было соблазна хоть изредка подсматривать, сделайте клавиатуру закрытой. Можно просто закрепить на верхней поверхности стола над клавиатурой плотный лист бумаги или закрыть её другим способом. «Знать » клавиатуру, разучить правильные движения должны пальцы, а не глаза.

Роль шпаргалки на первых порах может выполнить цветная таблица распределения пальцев на клавиатуре, что приучит глаза смотреть в оригинал и не мешать процессу письма.

Тренироваться следует регулярно, длительные перерывы приводят к потере ещё непрочного навыка. Но не следует и переутомляться, это только приведёт к опечаткам. Полезно прерываться для общей разминки и отдыха глаз. Все дальнейшие упражнения выполняются только с закрытой клавиатурой!.

Упражнение 1. Клавиатура закрыта.

Установите пальцы висходную позицию по выпуклым меткам на клавишах А и О .

Напишите несколько строк каждую букву основного ряда, возвращая пальцы в исходную позицию. Опечатки не исправляйте, но постарайтесь их не повторять. При каждом «ударе» проговаривайте букву.

Пробел между словами надо делать большим пальцем той руки, которая не писала последнюю букву предыдущего слова.

Для письма П, Р и Э соседний палец из основной позиции переносится на нужную букву и делается короткий нажим, остальные пальцы на месте,

Каждое слово тоже пишите несколько строк, но последняя должна быть без ошибок.



Похожие публикации