Телевизоры. Приставки. Проекторы и аксессуары. Технологии. Цифровое ТВ

Примерная программа по естествознанию для спо. Рабочая программа по естествознанию. Самостоятельная работа обучающихся

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание»

(образовательная программа среднего (полного) общего образования для среднего профессионального образования)

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет

сельского хозяйства»

Темников 2014

Обсуждена и одобрена на Составлена в соответствии с

заседании предметной государственными требованиями к

(цикловой) комиссии минимуму содержания и уровню

общеопрофессиональных и подготовки выпускников по

специальных дисциплин специальности 120701

протокол № 1 от «___»_____20___г. «Землеустройство»

Председатель ________ Е.Н.Гришина Зам. директора по учебной работе

Л.В.Щербакова

«___» __________ 20 ____г.

Составители: преподаватели ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

Игонова М.А.,Сергеева Л.Ю.

Рецензенты: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж» -

Дунин И.А.

Учитель МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 2» - Макеева Н.В.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)

по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет сельского хозяйства».

Рецензия

на рабочую программу

профессионального модуля дисциплины «Естествознание»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет сельского хозяйства»

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии», обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Рецензент: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский

сельскохозяйственный колледж» _____________И.А.Дунин

АПОО
Техникум экономики и предпринимательства

13 EMBED MSPhotoEd.3 1415

Рабочая программа
по дисциплине

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

для специальностей СПО по укрупнённым группам направлений подготовки
38.00.00 «Экономика и управление»

Тамбов 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), 38.02.07. «Банковское дело».
Организация-разработчик: НП «Техникум экономики и предпринимательства»
Разработчики: Неплюева Светлана Владимировна, преподаватель первой категории
Одобрена цикловой комиссией Составлена в соответствии с Базисным
общих гуманитарных, учебным планом общеобразовательных
социально – экономических, учреждений и рекомендациями по
естественнонаучных и реализации среднего (полного) общего
математических дисциплин образования в образовательных
Протокол №____от________ учреждениях среднего профессионального
образования для специальностей
Председатель цикловой комиссии экономического профиля
Зайцева Л.Ю. Зам. директора по УМР
Старикова С.В.
«____»__________2016 года

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

условия реализации учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), 38.02.07. «Банковское дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), 38.02.07. «Банковское дело» всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям.
Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО и программы по естествознанию для 10-11 классов образовательных учреждений под редакцией И.Ю.Алексашиной.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Ожидаемые результаты по итогам изучения дисциплины «Естествознание» соответствуют требованиям ФГОС к уровню подготовки студентов по естествознанию и могут быть сформулированы как:
способность студентов критически оценивать информацию естественно-научного содержания;
овладение элементами различных естественно-научных исследовательских методов и получение представления о научной деятельности;
приобретение умений использовать естественно-научные знания в повседневной жизни.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента ФГОС среднего (полного) общего образования базового уровня.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 55 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
110

в том числе:

Практические занятия
40

Контрольные работы
4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
55

Подготовка практикоориентированных работ проектного характера
1

Домашняя работа
55

Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение. Естествознание как познавательная деятельность
Естествознание как познавательная деятельность.
2
ознакомительный,

Самостоятельная работа:
№1. «История развития естествознания»
2

Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире
А / П / С
56/12/25

Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства.
6/6/4

Естествознание в системе культуры. Научное знание: соотношение науки и культуры; понятие «наука»; система естественных наук и предмет их изучения. Принципы и признаки научного знания. Естественно-научное познание: от гипотезы до теории.
Экспериментальные методы в естественных науках: наблюдение, измерение, эксперимент. Теоретические методы исследования: классификация, систематизация, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование.
Естественно-научное познание: от гипотезы до теории.

репродуктивный

Практические работы:
№1. Критерии научного знания
№2. Выявление особенностей и отличительных признаков наблюдения и эксперимента в естествознании.
№3. Теории возникновения жизни на Земле.

6
продуктивный

Самостоятельные работы:
№2. Составление таблицы «Среднемесячные температуры за февраль в
г. Тамбове»
№3. Сообщение: Чем эксперимент отличается от наблюдения.
№4. Анализ статистических данных и составление диаграммы

Тема 2. Структура мира и природы: единство многообразия
Содержание учебного материала
16/10/6

Масштабы вселенной.
Единство. Многообразия. Микромир. Макромир. Мегамир.
Галактика. Солнечная система.
Единство многообразия. Биологические системы.
Разнообразие форм жизни. Популяции. Экосистемы. Биосфера.
Молекулярная структура живого.
Клетка как структурная основа живых организмов.
Популяции и процессы их регуляции. Принципы организации экосистем

16
ознакомительный

Практическая работа:
№ 4. Средства изучения микромира и мегамира.
№ 5. Солнечная система и планетарная модель атома.
№ 6. Белки и нуклеиновые кислоты.
№ 7. Сравнительная характеристика структуры растительной и животной
клетки.
Контольная работа №1.

8
репродуктивный

Самостоятельные работы:
Оптические приборы, их роль в изучении мегамира и микромира.
Характеристика планет (презентации)
Преобразование и сохранение энергии в природе.
Фотосинтез и метаболизм
«Одноклеточные и многоклеточные организма»
Подготовка к контрольной работе

Тема 3. От структуры к свойствам
Содержание учебного материала
6/2/6

Атомы и элементы. Два решения одной проблемы в эпоху Античности: Эмпедоклом (теория элементов) и Демокритом (атомистика). Атомно-молекулярная теория.
Зависимость свойств объектов от структуры и состава. Значение искусства как способа познания окружающего мира для расширения сферы естественно-научных представлений о взаимосвязи состава, структуры и свойств объектов.

Классификация в науке. Классификация химических элементов. Биологическая систематика и современные представления о биоразнообразии. Культура и методы классификации в науке.

репродуктивный

Практические работы:
№ 8. Современное представление о многообразии живого.
№ 9. Проведение простейших исследований или наблюдений.

продуктивный

Самостоятельные работы:
Закон Авогадро.
Эволюция атомистики (сообщение)
Теория Лавуазье (сообщение)

Тема 4. Природа в движении, движение в природе
Содержание учебного материала.
8/4/6

Тема 4.1. Движение как перемещение
Движение как перемещение. Способы описания механического движения. Относительность движения. Движение под действием сил тяготения. Причины механического движения. Детерминизм механического движения.
Движение как распространение. Волны. Свойства волн. Звук и его характеристики.
Движение, пространство, время, материя. Влияние движения и материи на свойства пространства и времени.
Движение как качественные изменения. Ядерные реакции.

8
репродуктивный

Практическая работа:
№.10. Расширение представлений о видах движения через призму искусства.
№ 11. Формы и виды движения. Анализ примеров движения в различных системах, особенности и общие свойства различных видов движения.

4
продуктивный

Самостоятельные работы:
Волны. Свойства волн. (сообщение)
Основные законы термодинамики. (сообщение)
Движение живых организмов

Тема 5. Эволюционная картина мира
Содержание учебного материала
8/6/8

Самоорганизация. Причины и условия. Самоорганизация в развитии организмов.
Эволюция планеты Земля. Принципы эволюции живых организмов.

Рождение Вселенной Развитие жизни на Земле.

8
ознакомительный

Практическая работа:
№ 12. Самовоспроизведение живых организмов. Половое и бесолое размножение.
№ 13. Эволюция планеты Земля. Эволюция человека.
Контрольная работа №2.

6
продуктивный

Самостоятельные работы:
Љ°Сообщение «Половое и бесполое размножение»
Эволюция природы. Начало мира. Большой взрыв.
Современные концепции биологической эволюции.
Основные этапы развития жизни на Земле.
Подготовка к контрольной работе.

Раздел 2. Развитие науки и развитие техники и технологии
(природа-наука-техника-человек)

Тема 6. Развитие техногенной цивилизации.
Содержание учебного материала
4/2/4

Техника как реальность, созданная человеком.
Техника источник тревог человечества.

4
ознакомительный,

Практическая работа:
№ 14. Техника и человеческие потребности: насущное и избыточное.
2
репродуктивный

Самостоятельные работы:
Исторические этапы развития технической деятельности человека.
Мир современных технологий.

Тема 7. Взаимодействие науки и техники
Содержание учебного материала
6/2/5

Механическая картина мира.
Гидродинамика и аэродинамика
Источники питания в современной техники.

6
репродуктивный

Практические работы:
№ 15. Оптические приборы. Изучение работы оптических приборов.

2
продуктивный

Самостоятельные работы:
Золотое правило механики и простейшие механизмы.
Радиовещание и телевидение.
Мобильная связь и Интернет.

Раздел 3. Естественные науки и человек (природа - наука - техника общество - человек)

Тема 8. Естественные науки и проблемы здоровья человека
4/6/3

Проблемы сохранения здоровья человека (алкоголь, курение, наркомания).
Вирусы. Витамины как биологически активные вещества.

Практические работы
№ 16. Человек как уникальная живая система. Факторы здоровья человека.
№ 17. Адаптация организма человека к факторам среды.
№ 18. Биохимические основы рационального питания.
№ 19. Генетика человека. Наследственные болезни.
6
репродуктивный

Самостоятельная работа
Подготовка сообщений и презентаций к изучаемым темам:
«Алкоголизм, курение и наркомания в жизни человека и общества»
«Профилактика и методы лечение болезней, вызванных вирусами»
Составление рациона питания студента
3
репродуктивный

Тема 10. Естественные науки и глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала:
6/2/4

Биосфера и ноосфера. Глобальные проблемы современности.
Экологические катастрофы и экологическая экспертиза.
Глобальные изменения климата и их последствия для человечества.
6
ознакомительный

Практические работы:
№ 20. Загрязнение окружающей среды и его последствия.
2

Самостоятельная работа
Сообщение «Роль биосферы в природе»
Сосптавление презентаций «Глобальные катастрофы века»
Подготовка к зачету
4

Дифференцированный зачет
Тестирование, устный опрос, защита практикоориентированных работ проектного характера
2
продуктивный

Всего:
М / А / П / С
165 / 110 / 44 / 55

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета – гуманитарных дисциплин.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Естествознание: 10 кл. учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / И,Ю, Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, и др.; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение, 2008.
2. Естествознание: 11 кл. учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень: в 2 ч., ч.1 / И,Ю, Алексашина, А.В. Ляпцев, М.А. Шаталов; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение, 2008.
3. Естествознание: 11 кл. учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень: в 2 ч., ч.2 / И,Ю, Алексашина, К.В. Галактионов, Н.И. Орещенко; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение, 2008.
4. Перышкин А.В. Физика. 7, 8, кл. – М., 2001.
5. Физика. 7, 8 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2002–2003.
6. Физика и астрономия. 9 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2000.
7. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
8. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
9. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2012,
10. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2012.
11. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2012

Дополнительная литература для студентов

1. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVIII века. (Всеобщая история химии) / отв. ред. Ю. И. Соловьев. М.: Наука, 1980.
2.Вронский С. А. Астрология: суеверие или наука?/ С. А. Вронский. М.: Наука, 1990.
3. Воронцов-Вельяминов Б. А. Сборник задач и практических упражнений по астрономии / Б. А. Воронцов-Вельяминов. М.: Наука, 1977.
4. Горелов А. А. Человек гармония - природа / А.А.Горелов. М.: Наука, 1990
5. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика / П.Л. Капица. М.: Наука, 1991
6. Мамзин А. С. Биология в системе культуры /А. С. Мамзин. СПб.: Лань, 1998.
7. Мейлах Б. С. На рубеже науки и искусства/ Б. С. Мейлах. Л.: Наука, 1971.
8. Методология науки и научный прогресс. Новосибирск: Наука, 1981.
9. Ритм, пространство, время в литературе и искусстве / отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л.: Наука, 1984.
10. Сухотин А. Превратности научных идей/А. Сухотин. М., 1991
11.Шевченко М. Ю. Школьный астрономический календарь на 2005/06 учебный год/ М. Ю. Шевченко. М.: Дрофа, 2005.
12.Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейрабенд. М.: Прогресс, 1986.
13. Философский энциклопедический словарь, Советская энциклопедия, 1983.
14.Эйнштейн А. Без формул / А. Эйнштейн; сост. К. Кедров; пер. с англ. М.: Мысль, 2003.
15. Электронный учебник по астрономии «Открытая астрономия «2.5.» ООО «Физикон».

Ресурсы Интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (astronomy)

Для преподавателей

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
2. Кабардин О.
·., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
4. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
5. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
6. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
7. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
8. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.
9. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
10. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
11. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
12. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
13. Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
14. Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
15. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения

Понимает смысл естественнонаучных методов познания

Знать и понимать смысл понятий: электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

Тестирование
Индивидуальный и

занятий

Знать вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира
Тестирование

Уметь приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

Тестирование
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Экспертная оценка выполнения практической работы

Объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды.

Тестирование
Экспертная оценка выполнения практической работы

Объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: получения синтетических материалов с заданными свойствами.

Экспертная оценка выполнения практической работы
Тестирование

Выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы.

Экспертная оценка выполнения практической работы

Работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе.

Экспертная оценка выполнения практической работы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнения индивидуальных
творческих заданий (проектов)


Согласовано:

Предметной комиссией

Председатель

___________/_./

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Утверждено:

Заместителем директора по УР

___________/_/

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Конспект лекций

по дисциплине: «Естествознание»

Разработал преподаватель

_________________/./

«_____»________2011 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

О Г Л А В Л Е Н И Е.. 2

Пояснительная записка. 4

Введение. 6

Основные понятия механики. Кинематика точки. 9

Законы динамики И. Ньютона. Гравитационные силы.. 13

Сила упругости и силы трения. 18

Закон сохранения импульса. 24

Кинетическая и потенциальная энергия. 29

Закон сохранения энергии в механике. 33

Основы молекулярно-кинетической теории. 37

Электростатика. Электрический заряд. Элементарные частицы.. 41

Законы постоянного тока. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. 45

Основные понятия химии. Основные законы химии. 51

Моль. Молярная масса. 54

Задачи. 56

Вещества органические и неорганические. 57

Классификация неорганических веществ – оксиды, кислоты, соли, основания. 60

Кислотные дожди. Показатель кислотности растворов рН. 62

Строение атома и атомного ядра. Изотопы в природе. 66

Химический состав воздуха. Загрязнение атмосферы и его источники. 69

Химические элементы в организме человека. 74

Органические вещества клетки. Основные жизненно необходимые соединения – белки, жиры и углеводы. Биополимеры. 77

Основные признаки живых организмов. Клеточная теория. 81


Строение растительной и животной клетки. Прокариоты и эукариоты.. 84

Основы генетики. 88

Генотип и фенотип. 90

Модификационная и наследственная изменчивость. 98

Мутационная изменчивость Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. 100

Список использованной литературы.. 113

Пояснительная записка

Материал, изложенный в «Конспекте лекций» произведен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В предлагаемом курсе рассматриваются наиболее важные концепции, которые выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития, составляющие фактически ядро современной научной картины мира. «Естествознание» формирует целостную картину знаний о природе в ее непрерывном развитии. Специфические стороны этой науки – физика, химия, биология, экология – показаны уровни системы знаний, в которой фундаментальные физические принципы являются теоретической основой всего естествознания. Миропонимание на теоретическом уровне, или теоретическая картина мира, представлено научными, философскими, религиозными идеями.

Конспект лекций предназначен для студентов гуманитарных специальностей в рамках среднего профессионального образования . Содержание конспекта лекций направлено на то, чтобы обеспечить необходимый уровень естественнонаучной грамотности студентов. Отбор содержания отвечает требованиям актуальности и доступности, что с одной стороны предусматривает знакомство с ключевыми достижениями естественных наук и определяющим влиянием на развитие современных технологий, так и предполагает наглядный качественный уровень освоения этого материала.

Освоение материала, изложенного в конспекте лекций, позволит студентам:

Ориентироваться в естественнонаучной информации на уровне сообщений СМИ и научно-популярных источников;

Иметь представление об естественнонаучном методе познания и использовать знакомство с этим методом для получения фактов, оценки достоверности информации, построения аргументации;

Использовать естественнонаучные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности, особенно, когда это касается вопросов питания, медицины, применения соединений бытовой химии, экологии, экономии энергии.

Конспект лекций включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с элементами экологии», «Биология с элементами экологии». Такой подход к структурированию содержания дисциплины «Естествознание» не нарушает привычной логики естественнонаучного образования в целом.

Заметное место в преподаваемой дисциплине отводится интегрирующим, межпредметным идеям и темам. Это, прежде всего темы, освещающие естественнонаучную картину мира: атомно-молекулярное строение вещества, общие принципы классической механики, законы И. Ньютона, превращение энергии, современное представление об элементарных частицах, клеточное строение живой материи, основные этапы эволюции органического мира, эволюционная теория Ч. Дарвина, основы генетики, эволюция человека как биологического организма, а также вопросы экологии.

Введение

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.


Предмет и цели естествознания

Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

Цели естествознания : 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Е., содействие их практическому использованию - конечная цель Е.

Закономерности и особенности развития естествознания

2. Взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами).

3. Повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития - движение по спирали.

Подразделения естествознания

Астрономия

Биология

Биофизика

Биохимия

Генетика

География

Геология

Радиобиология

Радиохимия

Физическая химия

История развития естествознания

1. Период механического и метафизического Естествознание, начавшийся с возникновения Естествознание как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, (со 2-й половины 15 в. до конца 18 в.). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Естествознание начала 17 в. (формирование механического Естествознание - Г. Галилей) и конца 17 в. - начала 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон).

2. Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей – стихийно-диалектический. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества. В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюционная теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретического охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.) - клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм.

Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединений (,1861), периодической системы элементов (, 1869), химической термодинамики (-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873).

Транскрипт

1 Лист 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (СПО) БД.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: Туризм Квалификация: специалист по туризму Рабочая программа согласована и одобрена руководителем ООП: 1

2 Лист СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 13

3 Лист 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена по специальности СПО Туризм, входящей в состав укрупненной группы специальностей Сервис и туризм. Программа написана в соответствии с рекомендациями получения среднего общего образования в пределах освоения образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 015 года 06-59). Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими программы подготовки специалистов среднего звена. Рабочая программа дисциплины может использоваться для обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 1.. Место дисциплины естествознание в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Естествознание» принадлежит к базовому циклу общеобразовательных дисциплин Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины естествознание: Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий; овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации; воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни; применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды. Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки; готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук; объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; 3

4 Лист умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания; метапредметных: овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; предметных: сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной; владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. 1.. Количество часов на освоение программы профессионального модуля: максимальной учебной нагрузки обучающегося 133 часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 9 часа; самостоятельной работы обучающегося 39 часов;

5 Лист 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 133 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 9 в том числе: Лабораторные занятия Практические занятия 39 обучающегося (всего) 39 Итоговая аттестация в форме контрольной работы 5

6 Лист 6.. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения 1 3 РАЗДЕЛ 1. Биология с элементами экологии Тема 1.1. Общие Содержание учебного материала: 8 представления о жизни 1. Объект изучения биологии живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы. Клетка элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Клеточная теория строения организмов..обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. 3. Генетика человека. Мутации. 3.Эволюция и ее движущие силы Практическая работа 1. Сравнение строения клеток растений и животных. Сравнение прокариотических и эукаритических клеток. Тема 1.. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности 1. Создание презентации «Ферменты и их роль в организме», «Гормоны и их роль в организме», «Витамины и их роль в организме»;. Написание реферата «Систематическое положение человека. Расы человека» Содержание учебного материала: Ткани, органы и системы органов человека. Питание, его значение. Основы рационального питания. Пищеварение как процесс. Пищевые отравления. Гастрит и цирроз печени как результат влияния

7 Лист 7 алкоголя. Пищевые отравления и пищевые инфекции 3. Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Опорнодвигательная система. Курение как фактор риска рака легких. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний. 5. Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструации и поллюции. Репродуктивное здоровье. Контрацепция Оплодотворение. Беременность и роды. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека Тема1.3. Человек и окружающая среда Лабораторная работа 1.Действие слюны на крахмал. Составление схемы расщепления питательных веществ..функциональные пробы при дыхании. 3.Утомление при статической и динамической работе..определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия. 3.Написание рефератов «ВИЧ инфекция», «Грипп, его профилактика и лечение», «Гепатиты, их последствия» Содержание учебного материала: 1. Понятие биогеозиноза, экосистема и биосфера. Экологические факторы. Рациональное природопользование. Антропогенное воздействие на окружающую среду. 8 7

8 Лист 8.Презентация «Биотехнология и генная инженерия технологии ХХI века» Контрольная работа 1 по биологии РАЗДЕЛ. Химия с элементами экологии Тема.1. Вода.Растворы. Содержание учебного материала: 1. Вода вокруг нас. Свойства воды. Массовая доля растворенного веществ. -3 Качество воды, ее загрязнение и очистка. Жесткость воды Лабораторная работа 5.Очистка загрязненной воды. Устранение жесткости воды 5.Реферат "Современные методы обеззараживания воды", Тема.. Химические процессы в атмосфере Содержание учебного материала: 1. Химический состав воздуха. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. -3 Механизм образования кислотных дождей. РН. Тема.3. Химия и организм человека 6.Написание рефератов "Защита озонового экрана от химического загрязнения" Зачетное занятие Содержание учебного материала: 1. Химические элементы, неорганические и органические вещества в организме человека. Роль белков, жиров, углеводов в организме. Минеральные вещества и витамины в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание -3. Этанол: величайшее благо и страшное зло 8

9 Лист 9 Лабораторная работа 6.Определение содержания химических элементов в продуктах питания 7. Презентация "Экологические аспекты использования углеводородного сырья"; Контрольная работа. по химии Тема 3.1 Механика РАЗДЕЛ 3. ФИЗИКА Содержание учебного материала: 8 1. Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза. Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Реактивное движение.. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение 3. Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Лабораторная работа 7.Исследование зависимости силы трения от веса тела 8.Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити. 8.Реферат "Ультразвук и его использование в технике и медицине" Тема 3.. Содержание учебного материала: 9

10 Лист 10 Тепловые явления 1. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомномолекуляр-ное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Агрегатное состояния вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями.. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Тепловые машины, их применение. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения Лабораторная работа 9. Измерения температуры вещества при изменении агрегатного состояния Тема3.3. Электромагнитные явления 9. Реферат "Радиосвязь и телевидение". Содержание учебного материала: 5 1. Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля- Ленца.. Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии. 3. Электромагнитные волны.свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. 1 10

11 Лист 11 Лабораторная работа 10.Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках 11.Изучение интерференции и дифракции света. 10.Презентация "Энергосберегающие технологии" 11.Презентация "Нанотехнологии технологии ХХI века." Тема 3.. Строение атома и квантовая физика Содержание учебного материала: 1. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Итоговая контрольная работа 3 Всего

12 Лист 1 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Естествознания». Оборудование учебного кабинета: - Доска, - Плакаты, - Весы лаб. -1, - Колбы, пробирки, мензурки, - Микроскопы -5, - Штативы, - Муляжи, - Информационные стенды. 3.. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Естествознание Саенко О.Е., Трушина Т.П., Арутюнян О.В. Учебное пособие. М.: КноРус, 01 Режим доступа Естествознание: учебник / А.Л. Петелин, Т.Н. Гаева, А.Л. Бреннер. - М.: Форум, 010. Режим доступа Дополнительные источники: 1. Современный словарь по общественным наукам / Под общ.ред. О.Г. Данильяна. - М.: НИЦ Инфра-М, 013. Режим доступа 1

13 Лист 13. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения студентами домашних заданий, контрольной работы. 13


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (СПО) БД.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 3.0.11

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» СК РГУТИС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (СПО) БД.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Частное профессиональное образовательное учреждение «Уральский Финансово-Юридический Колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ по специальности 40.02.01 Право и организация социального

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Физика» Автор-составитель: Никитина Н.Н. 1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» АННОТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 38.02.06

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Рабочая программа разработана для реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной

Зан. Наименование разделов и тем Литература для студентов Самостоятельная работа 1 / 31 на курc 30 час Введение. 1 Основные сведения науки о природе. Естественнонаучный метод познания. стр. 3-22 2 / 31

Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» Краснодарского

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ КОЛЛЕДЖ

1 семестр Введение. 1 Основные науки о природе. Естественнонаучный метод познания. Раздел 1. Механика. Тема 1.1. Кинематика твёрдого тела 2 Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОУД.12 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» (ФИЗИКА) Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» по профессии 29.01.07 «Портной» является частью основной профессиональной образовательной

Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский информационно- технологический техникум" Тематический

Ефремовский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Биология 1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 стр. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИС- ЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт «УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа Куклина Л. В. «24» июня 2016 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Светлоградский региональный сельскохозяйственный колледж» УТВЕРЖДАЮ

Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия» (ЧОУ «РХГА») Утверждена решением Учебно-методического совета Протокол 4 от «30» апреля 2014г. РАБОЧАЯ

Частное профессиональное образовательное учреждение «Уральский Финансово-Юридический колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.09 ЭКОЛОГИЯ по специальности 40.02.01 Право и организация социального

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ» (БПОУ ВО «Вологодский областной колледж

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум» Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «БАЙКАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ СПО «БТПП» И.В.Щепелина 03 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта филиала федерального государственного бюджетного

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ БПОУ ВО «Вологодский политехнический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика Базовый уровень Вологда, 2016 г. Рабочая программа разработана на

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Аннотация к рабочей программе по физике для 10-11 классов (базовый) Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора по научно-методической работе 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж предпринимательства» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. Естествознание

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы по биологии к учебнику

Программа составлена в соответствии с: 1. Законом «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г., 2. Авторской программой по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы В.С.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ТУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 1» УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ СПО ТО ТПК 1 О.И. Люлин «01» сентября 2014

АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01. ФИЗИКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных

Приложение к ООП СОО Рабочая программа учебного предмета «Физика» ФГОС Классы 10-11 г. Липецк 2018-2019 учебный год 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения физики на базовом

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экология» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии

Аннотация к рабочей программе общеобразовательного учебного предмета физика по специальности 22.02.06 Сварочное производство 1. Место учебного предмета в структуре ППССЗ Общеобразовательный учебный предмет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКСУБАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Утверждаю

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология» Автор-составитель: Рамзина А.Г.. Область применения программы Рабочая программа дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.04 Специальное

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для специальности среднего профессионального образования: 40.0.01 Право и организация социального обеспечения. ОРГАНИЗАЦИЯ-РАЗРАБОТЧИК: Частное образовательное

Приложение 5..5 к ОПОП по ППССЗ специальности 8.0.0 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум»

Аннотация к рабочей программе по физике (средняя школа) Общая характеристика учебного предмета Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 0- классов Планируемые результаты освоения учебного предмета Приложение 5 Утверждена в составе ООП СОО Приказ МАОУ «СОШ 45» от 3.08.207 г. 64а В результате

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике. Федеральный базисный учебный

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Автор-составитель: НИКИТИНА Н.Н. 1. Область применения программы Рабочая программа дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной

Аннотация к рабочей программе по физике для 10 а класса Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА» ВО «вокки» И. Одинокова 31.08.2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа по биологии для 10-х классов является составной частью основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Составлена с учетом программы «Биология-Сферы», Биология для

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Рабочая программа учебного предмета «Физика» 0- класс I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В результате изучения физики (базовый уровень) на уровне среднего общего образования

Пояснительная записка к программе среднего (полного) общего образования 10 -КЛАСС. (Базовый уровень, 2 часа в неделю, (70 часов в год.) Программа составлена на основе федерального компонента Государственного

Аннотация к контрольно-оценочному средству по учебному предмету «Физика» 1. Общие положения. Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся,



Похожие публикации