Телевизоры. Приставки. Проекторы и аксессуары. Технологии. Цифровое ТВ

Визуализация данных. Графические методы представления данных. Понятие о статистическом графике. Элементы статистического графика

Статистический график – это график, на котором с помощью условных геометрических образов или знаков описываются статистические совокупности. График выделяет, подчеркивает в изучаемой совокупности особенности; представляет ее свойства в наиболее обобщенном виде, концентрирует внимание на главном, позволяет делать достоверные выводы. Графический метод изучения статистических совокупностей применяется как в решении сложных задач математико-статистического метода, так и для решения элементарных задач.

Если рассматривать статистический график в двумерном изображении, то в нем можно выделить следующие элементы:

Поле графика – это пространство, в котором размещаются геометрические знаки, образующие график. Оно должно иметь определенные размеры и пропорции сторон. Размер графика должен соответствовать его назначению (выставка, лекция, отчет, доклад, книга, статья). Пропорции графика определяются эстетическими соображениями, т.е. должна быть геометрическая гармония. Этому требованию лучше соответствует график с неравными сторонами поля. В практике применяют форматы с соотношением сторон от 1:1, 33 до 1: 1, 5. Удобны графики со сторонами поля 1:√2. В некоторых случаях удобна квадратная форма поля.

Геометрические знаки – это знаки, с помощью которых формируется понятие об отображаемых на графиках явлениях. Знаки-символы образуют основу графика. Это могут быть точки, отрезки прямых, круги, секторы, геометрические фигуры, силуэты. Правильный выбор символов для графика имеет важное значение. Знак направляет внимание читателя на нужный аспект. Выбор знака зависит от того, какой аспект явления надо подчеркнуть.

Пространственные ориентиры определяют размещение знаков на поле графика. Они зависят от принятой системы координат. Если график строится в прямоугольных координатах, то на осях координат располагаются характеристики статистических признаков, а в поле графика соответственно располагаются знаки графика. В графиках, отображающих динамику, на оси абсцисс слева направо располагают отрезки времени, а на оси ординат – величины признака в возрастающем порядке.

В картограммах и картодиаграммах, как средство пространственной ориентации, применяют криволинейные контурные линии, которые выступают либо как географические ориентиры, либо как административные границы.

Масштабные ориентиры дают геометрическим знакам количественную определенность. Они изображаются либо масштабными знаками в виде кругов, прямоугольников, квадратов, либо масштабной шкалой. Масштабная шкала применяется в координатных статистических графиках. В этом случае на осях координат делаются отметки и каждый отрезок соответствует либо величине признака, либо периоду времени и т.д. Масштабные знаки применяются преимущественно для статистических карт. Обычно они выносятся за поле графика, а величина явления определяется сравнением с графическим знаком – эталоном.

Экспликация графика - это словесное объяснение содержания графика и смыслового значения каждого знака на графике. Без экспликации график нельзя ни прочитать, ни понять. Словесное содержание графика подчиняется определенным правилам. Прежде всего, экспликация определяет конкретную область действительности, к которой относится график или задача, которая решается с помощью графика. Она включает заголовок, отражающий содержание графика с указанием места, времени и единиц измерения, надписи вдоль масштабных шкал, обозначение цифрами интервалов времени и т.д.

Прежде чем приступить к построению графика необходимо внимательно изучить данные и решить какой тип графика наиболее отвечает поставленной цели. Композиция графика - творческий процесс, ограниченный лишь положениями общего характера. Цель построения графика сводится к тому, чтобы придать ему такую форму, которая наглядно представляла бы изучаемую совокупность, выявляя наиболее интересные и важные особенности. Для этого график должен точно отражать факты в сжатом, логическом и простом изображении.

Главное же требование к графику - это хорошая читаемость графика, простота и изящество (никаких деталей, отвлекающих от основного содержания графика).

Статистические графики как по тематике, так и по композиции очень многообразны. В связи с этим существует множество различных классификаций графиков.

Столбиковые и полосовые диаграммы используются для сопоставления явлений в пространстве, для характеристики структуры явлений и их динамики. Они отражают величину явления высотой столбика или длиной полосы.

В столбиковых и полосовых диаграммах величина признака может быть выражена абсолютными, относительными и средними величинами. Используются столбиковые и полосовые диаграммы для сравнения одного или нескольких показателей в комбинации по различным объектам, для характеристики динамики явлений, для сравнения структуры явлений (рис.1-5).

Рисунок 1. Столбиковая диаграмма сравнения.

Рисунок 2. Столбиковая диаграмма сравнения по двум признакам.

Рисунок 3. Полосовая диаграмма сравнения.

Рисунок 4. Возростная пирамида населения.

Рисунок 5.Столбиковая диаграмма сравнения структуры.

Плоскостные диаграммы выражают величину отображаемого явления размером площади соответствующей геометрической фигуры (квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и т.д.). С помощью плоскостных диаграмм можно производить сравнение явлений в пространстве и в динамике, характеризовать структуру явления.

Построение квадратных плоскостных диаграмм предусматривает расчет стороны квадрата. Она равна корню квадратному из величины отображаемого признака (рис.6).

Рисунок 6. Квадратная диаграмма динамики.

Вкруговых диаграммах величина признака отображается площадью круга. Для построения круговой диаграммы необходимо рассчитать величину радиуса круга, как корень квадратный из величины признака (рис.7).

Рисунок 7. Круговая диаграмма динамики структуры.

Для построения круговой секторной диаграммы в статистике чертят круг произвольного радиуса. Затем рассчитывают величину каждого сектора.

Если отображаемый признак выражен в процентах, то весь круг принимают за 100%. Тогда каждый сектор рассчитывается исходя из соотношения 360°=100%, а каждому проценту соответствует 3,6°.

Если отображаемый признак выражен абсолютными величинами, то при расчете величины сектора 360° приравнивают всей величине признака в абсолютных единицах (рис.8).

Рисунок 8. Секторная диаграмма.

Знаки Варзара являются разновидностью плоскостных диаграмм. Они позволяют отразить на графике совокупность по признакам, произведение двух из которых имеет определенный экономический смысл. Например, произведение урожайности и посевной площади дает валовой сбор. Поэтому, если в прямоугольнике одну сторону брать пропорциональной урожайности, а другую - посевной площади, то площадь прямоугольника будет пропорциональна валовому сбору (рис. 9).

Рисунок 9.Знаки Варзара.

Изобразительные диаграммы отображают явления с помощью фигур - образов или символов, которые в какой-то степени воспроизводят внешний образ отображаемых графиком статистических совокупностей. Для этого используют знаки-символы (рис. 10) и фигуры - масштабные знаки (рис.11).

Рисунок 10. Изобразительная диаграмма динамики с использованием знаков-символов.

Изобразительные диаграммы с использованием фигур масштабных знаков более точно отражают величину признака; В этом случае фигуре-символу условно придается определенное численное значение, а самому знаку определенная стандартная ширина. Из этих знаков комплектуется полоса определенной длины, т.е. полосовая диаграмма, состоящая из знаков - звеньев.

Рисунок 11.Изобразительная диаграмма динамики с использованием фигур - масштабных знаков

Линейные графики изображают изменяющиеся во времени процессы в виде ломаных линий. Геометрическими знаками-символами в таких графиках являются точки и последовательно соединяющие их линии, которые складываются в ломаные кривые. Ориентировка точек и соединяющих их отрезков задается осями координат. Ось абсцисс является осью времени, а ось ординат - осью значений признака. Поскольку в линейном графике за аргумент принимается время, его можно считать геометрической формой динамического графика отображающего изменение экономических явлений как функцию времени.

Конфигурация каждой кривой в линейном графике определяется ее изломами, т.е. углами наклона ее отрезков в отношении горизонтальной оси и принятым масштабом.

Линейные графики имеют много разновидностей. Они отличаются по строению координатных сеток (прямоугольной, полулогарифмической и полярных координат).

Одним из важнейших условий построения линейных графиков в прямоугольной системе координат является выбор формата графической части, который определяется масштабами обеих шкал. Масштабы оси абсцисс - оси времени и оси ординат - оси показателей выбираются независимо и в разных единицах измерения, соотношение их между собой тоже не задано. Однако от их выбора зависит зрительное впечатление изображаемой кривой (рис.12).

Рисунок 12. Линейный график динамики.

Графики, отражающие двусторонние процессы (балансовые) : эмиграцию и иммиграцию, экспорт и импорт, обороты по платежному балансу, кассовые операции и т. д. наносят по обе стороны от нулевой линии (рис. 13).

Рис 13. Линейный балансовый график.

Спиральные диаграммы предназначены для отражения явлений периодически повторяющихся во времени. Например, сезонных колебаний. Для построения спиральной диаграммы берется круг произвольного радиуса. Окружность разбивается на части по числу периодов. Например, 12 месяцев Радиус круга за каждый период определяет величину явления. При необходимости наглядного контроля выполнения плана одновременно по нескольким объектам строят контрольно-плановые графики на специальной сетке, имеющей форму таблицы (рис 14).

Рисунок 14. Спиральная диаграмма.

Контрольно-плановые графики имеют несколько разновидностей. Простейшим из них является график, в котором используются две линии плановая и фактическая (рис. 15).

Рисунок 15. Контрольно-плановый график.

Применяемые в математико-статистическом анализе аналитические графики представляют собой одну из форм математического моделирования. Из множества графиков этого типа рассмотрим графики рядов распределения и графики для изучения взаимосвязей.

Для графического изображения связи между двумя взаимосвязанными признаками в прямоугольной системе координат на оси абсцисс располагают факторный (независимый) признак "X", а на оси ординат - результативный (зависимый) признак "У". Соединив точки пересечения прямыми получаем ломанную линию регрессии (рис.16).

С помощью графического метода в анализе взаимосвязей определяется не только направление связей, но и ее формы (прямолинейная или криволинейная),что способствует решению одной из трудных задач корреляционного анализа.

Рисунок 16. График зависимости.

Полигоном обычно изображаются дискретные ряды распределения (рис. 17.)

Например, имеются данные о тарифном разряде рабочих в промышленности.

Рис, 17. Полигон распределения

Гистограммой изображаются интервальные ряды распределения.

При построении гистограммы с неравными интервалами значения признака, масштаб шкалы по оси ординат рассчитывается исходя из условного измерителя - площади на единицу интервала оси абсцисс и представляет трудность (рис. 18).

Рисунок 18. Гистограмма

Кумулятой изображаются кумулятивные ряды распределения, где по оси абсцисс откладываются варианты ряда, а на оси ординат – накопленные частоты (рис19).

Рисунок 19. Кумулята

Картограмма показывает среднюю интенсивность развития какого - либо явления по отдельным районам, странам и т. д.

Для наглядности каждую территориальную единицу раскрашивают или штрихуют в соответствии с интенсивностью явления.

Среди картограмм выделяют фоновые и точечные картограммы.

Фоновые картограммы отображают интенсивность явления штриховкой (рис. 20.). Чем больше интенсивность явления, тем гуще штриховка и наоборот. Так, если по отношению к плотности населения Россия плотность населения в Белоруссии больше в 5,5 раз. На Украине в 9,5 раз, Молдавии в 14 раз, то, следовательно, и плотность штриховки должна быть в таком же соотношении.

Рис.20. Фоновая картограмма.

Точечные картограммы отображают явления числом точек. Чаше всего точечные картограммы используют для характеристики абсолютных показателей: численность населения, производство продукции и т. п. При построении точечной картограммы точки располагаются равномерно на территории (при географическом аспекте в действительном месторасположении объекта), определяется численное значение одной точки и величина её диаметра (рис.21).

Рисунок 21. Точечная картограмма

Картодиаграмма – это карта, показывающая с помощью диаграммной фигуры суммарную величину (иногда структуру и динамику) какого-либо статистического показателя в пределах территориального деления (рис.22).

Рисунок 22. Картодиаграмма пространственного сравнения

Центрограммы или историко-географичкские карты отображают долговременные динамические процессы в историко-географическом разрезе. Они бывают либо в виде статистических таблиц-карт, либо в виде центрограмм перемещения (рис.23).

Рисунок 23. Центрограмма пространственного перемещения.

Построение каждого из перечисленных графиков подробно рассматривается в методическом пособии: Л.В.Костина. «Методика построения статистических графиков».

Подробно, доступно и с юмором рассматривается создание современной интернет-графики и анимации с помощью пакета Macromedia Flash Professional 8. Описываются основные инструменты рисования и правки графики, использование слоев, образцов и библиотек, работа с текстом, импорт графики, видео и звука. Рассмотрен процесс производства фильмов стандартными, и весьма богатыми, средствами Flash. Также приводятся краткое описание встроенного языка программирования Flash - Action Script - и методика его применения для разработки интерактивных элементов. Рассказывается о публикации готового изображения или фильма для распространения через Интернет.

Книга:

Разделы на этой странице:

Сначала поговорим о двух принципиально разных видах статичной компьютерной графики. А именно, о растровой и векторной графике. Это нам очень пригодится в дальнейшем.

Растровая графика

Если хорошенько рассмотреть фотографию в электронном виде на мониторе компьютера при большом увеличении, то можно увидеть, что она состоит из множества точек квадратной формы. Если рассматривать такую иллюстрацию на некотором расстоянии, а не вблизи, как сделали мы, отдельные точки сливаются в единое, кажущееся цельным, изображение. Это классический пример растровой графики. Такая графика, как мы выяснили, состоит из множества разноцветных точек - пикселов. Поэтому растровую графику иногда называют пиксельной.

На рис. 1.1 показан небольшой пример растрового изображения - литера А, как она отображается на экране компьютера. Хорошо видно, что она состоит из множества разноцветных - белых, серых и черных - пикселов.


Вообще, все, что отображается на экране компьютера, суть растровая графика. Дело в том, что компьютерный экран сам представляет собой не что иное, как растр. Поэтому самые первые компьютерные графические форматы были именно растровыми.

В случае растровой графики в графическом файле сохраняется упорядоченный набор (опытные компьютерщики говорят - массив) значений цветов в пикселах растра. Разумеется, где-то в начале файла, в его заголовке , должен быть записан размер изображения, например, 320?200 пикселов, иначе программное обеспечение не сможет правильно обработать файл. Также иногда в файл записываются дополнительные данные: сведения о создателе, о программе, в которой редактировался файл, и пр.

Для кодирования каждого пиксела растрового изображения отводится определенное количество битов, поэтому изображение может содержать только ограниченное количество цветов, называемое цветностью. Понятно, что чем больше выделяется битов на кодирование одного пиксела, тем большее количество цветов может быть использовано в изображении. В табл. 1.1 приведены используемые в настоящее время значения цветности изображений.


Да, но каким образом представляются значения цветов? Для этого используются два способа, которые мы сейчас рассмотрим.

В случае графики с цветностью TrueColor (фотореалистичной , или полноцветной) все очень просто. Значение цвета пиксела представляет собой три числа, обозначающих доли красной, зеленой и синей составляющих соответственно. Причем каждое число занимает ровно восемь битов, т. е. один байт. Такой способ задания цвета называется RGB (от английского Red, Green, Blue - красный, зеленый, синий).

Если изображение содержит меньшее количество цветов, то все немного сложнее. Сначала создается палитра - особая таблица, в которой записаны все цвета, используемые в изображении, в формате RGB. А значение цвета каждого пиксела в этом случае - просто номер (индекс), указывающий на нужный цвет в палитре. Такие цвета называются индексированными , а сама графика - графикой с палитрой. Размер палитры зависит от количества битов, выделяемых на представление цвета; например, если выделено 4 бита (полубайт), то палитра может содержать 16 цветов.

Очень часто, особенно в последнее время, применяются полупрозрачные изображения, сквозь которые "просвечивает" то, что находится под ними. Вы, наверно, видели шикарные пиктограммы Windows ХР, в которых полупрозрачность используется очень часто. В этом случае наряду со значением цвета каждого пиксела нужно хранить и степень его прозрачности. Для этого также используются два способа.

В случае полноцветной графики TrueColor все тоже довольно просто. Степень прозрачности пиксела задается с помощью дополнительных восьми битов ("Одного байта!" - кричат бывалые компьютерщики), добавляемых к уже имеющимся двадцати четырем (если 8 бит умножить на 3 цвета, получится как раз 24). Эти восемь битов называются каналом прозрачности или альфа-каналом , а сама цветность - TrueColor с каналом прозрачности или просто 32-битной.

Полноцветная графика позволяет художнику задать прозрачность отдельно для каждого пиксела. Графика же с палитрой таких вольностей не допускает. Здесь используется другой способ задания прозрачности: один из цветов палитры "в приказном порядке" объявляется прозрачным (прозрачный цвет). Обычно это цвет левого верхнего пиксела изображения.

Растровая графика имеет как достоинства, так и недостатки. Перечислим их, начав, разумеется, с достоинств.

Простота вывода. В самом деле, для того чтобы вывести растровое изображение на экран монитора или принтер, не требуются сверхсложные вычисления. Отображение растровой графики не "нагружает" слишком сильно процессор компьютера, а значит, вывод изображения происходит очень быстро. Какая-либо дополнительная обработка при этом отсутствует, за исключением, может быть, подстройки цветов.

Размер массива пикселов, а значит и графического растрового файла, зависит от геометрических размеров самого изображения и от его цветности (фактически - от количества битов на точку). Размер растрового изображения не зависит от его сложности. Это означает, что маленькие черно-белые изображения занимают меньше места, чем большие полноцветные. Это очень хорошо для Web-дизайна - там как раз используются, в основном, небольшие изображения.

Высокая точность и достоверность передачи полутоновых изображений, например, сканированных картин и фотографий. В самом деле, если использовать достаточно большое разрешение и цветность TrueColor, то цифровая копия визуально не будет отличаться от оригинала.

Теперь рассмотрим недостатки растровой графики.

Мы уже знаем, что размер массива пикселов зависит от геометрических размеров самого изображения и от его цветности. Иногда это выходит боком. Так, если мы сохраним в растровом формате простенькое, но полноцветное и, вдобавок, огромное по размерам изображение, оно вполне может занять на диске десятки мегабайт. Что ж, очень часто недостаток является обратной стороной достоинства…

Растровая графика зависит от разрешения устройства вывода: монитора или принтера. Разрешение - это максимальное количество пикселов по горизонтали и вертикали, которое может вывести устройство. В самом деле, если вывести изображение размером 640?480 пикселов на монитор с таким же разрешением, то этот рисунок займет весь экран целиком. Если же его вывести при разрешении 1024?768, то на экране отобразится только часть рисунка. Так что нам либо придется мириться с этим, либо выполнять масштабирование изображения - пропорциональное изменение его размеров, - чтобы "вписать" его в нужное нам разрешение.

Качество растровых изображений ухудшается при сильном масштабировании.

Последний пункт нужно пояснить на примере. Предположим, что мы имеем небольшое растровое изображение, и у нас возникло желание его увеличить. Откроем его в программе графического редактора, выполним команду увеличения и… Получим результат, показанный на рис. 1.2.


Слева на рис. 1.2 показано исходное изображение, справа - результат его увеличения. Видно, что каждый пиксел исходного изображения увеличился до размеров огромного "кирпича", в результате чего правое изображение сильно исказилось.

Как можно преодолеть этот недостаток?

Во-первых, по мере возможности не следует менять размеры растровых изображений. Лучше всего создавать их именно такого размера, какой нужен. В крайнем случае их можно уменьшить или совсем немного увеличить, чтобы точечная структура была незаметна.

Во-вторых, рекомендуется использовать достаточно мощные графические пакеты, например, последние версии Adobe Photoshop, для масштабирования растровой графики. Реализованные в них алгоритмы позволяют менять размеры изображений практически без потерь качества. Поставляемый в составе Microsoft Windows простейший графический редактор Paint этого не может.

Что касается первого недостатка растровой графики - прямой зависимости размера графического файла от геометрических размеров изображения - то он также практически преодолен. Дело в том, что подавляющее большинство графических форматов предоставляют возможность сжатия массива пикселов, в результате которого размер графического файла сильно уменьшается. Правда, такой подход чреват ростом затрат процессорного времени на распаковку изображения и риском потери данных при использовании слишком сильного сжатия.

Вот и все о растровой графике. Предоставим слово конкурирующей стороне.

Векторная графика

Рассказ о векторной графике мы начнем с небольшого допущения. Предположим, что любое, даже очень сложное графическое изображение можно разбить на простейшие элементы: прямые и кривые линии, эллипсы, прямоугольники и т. п. Эти простейшие элементы, называемые примитивами, описываются с помощью определенных формул. В результате мы получим набор параметров для этих формул, используя которые, можно точно воссоздать исходный набор примитивов, а значит и исходное изображение. Так вот, графика, состоящая из примитивов, и называется векторной графикой.

В качестве примера возьмем все ту же литеру А в векторном представлении. Если внимательно присмотреться к ней (рис. 1.3), можно увидеть, что она состоит из трех примитивов - прямых линий. (На рис. 1.3 они немного отделены друг от друга для лучшей наглядности.)


Но, спросите вы, как же компьютер выводит векторные изображения на экран? Ведь экран компьютера - это растр, и компьютер должен сначала преобразовать изображение в набор пикселов, т. е. растрироватъ его? Вы правы. Да, компьютер растрирует векторную графику, для чего дополнительно тратятся его системные ресурсы. Затраты системных ресурсов на растеризацию - один из главнейших недостатков векторной графики, но неоспоримые достоинства с лихвой его окупают.

Перечислим эти достоинства.

Независимость размера файла векторного изображения от геометрических размеров самого изображения. Ведь в этом случае в файл записывается не огромный массив цветовых значений для всех пикселов, составляющих изображение, а только типы и параметры всех задействованных в нем примитивов, занимающие сравнительно небольшой объем.

Прекрасная масштабируемость. В самом деле, для того чтобы изменить размеры изображения, нужно лишь умножить параметры размера всех формул примитивов на значение масштаба, вычислить их повторно и перерисовать изображение. Взглянем на рис. 1.4 - векторное изображение в любом масштабе выглядит идеально.


Как следствие масштабируемости - независимость от разрешения устройства вывода: монитора или принтера.

Исключительные возможности по обработке изображений. Векторные изображения можно поворачивать, искажать, отображать зеркально, перекрашивать, делать полупрозрачными и т. п. (рис. 1.5). Аналогичные манипуляции с растровыми изображениями потребуют много системных ресурсов.


Кстати, знаете ли вы, что обычные компьютерные шрифты, используемые Windows, суть векторные изображения? (Здесь имеются в виду так называемые шрифты формата TrueType, файлы которых имеют расширение ttf.) Благодаря векторному представлению они исключительно хорошо масштабируются до любых размеров. Однако системные шрифты, используемые для вывода надписей на диалоговых окнах, заголовков окон, пунктов меню, хранятся все же в растровом виде, чтобы зря не расходовать системные ресурсы.

Теперь перечислим недостатки векторной графики и укажем пути их преодоления.

Размер файла векторного изображения зависит от уровня его сложности. В самом деле, чем сложнее изображение, тем больше примитивов включает оно в себя и тем больше данных потребуется сохранить в файле.

Вывод векторной графики (а именно, ее растеризация) требует больше времени и больших системных ресурсов. В этом смысле растровая графика "работает" быстрее.

Практически невозможно преобразовать полутоновое растровое изображение TrueColor в векторное (выполнить векторизацию) без больших потерь его качества.

Первые два недостатка вполне преодолимы. Во-первых, не нужно без нужды создавать слишком сложные векторные изображения. Во-вторых, надо стараться комбинировать векторную и растровую графику - современные графические пакеты предоставляют такую возможность. В-третьих, чересчур сложную векторную графику для распространения ее среди потребителей (или поклонников) можно перевести в растровый вид (кстати, так часто и делают).

К сожалению, третий недостаток преодолеть практически невозможно. Все продукты изобразительного искусства, созданные людьми до появления компьютера и векторной графики, в большинстве случаев лучше передаются растровой графикой. Если же попытаться превратить растровое изображение в векторное с помощью программы векторизации, наступит момент, когда оно окажется слишком сложным для этой программы. Да и качество получившегося шедевра будет очень низким. Так что ваши фотографии, снятые во время последнего отпуска, пусть остаются в растровом формате.

Вместе с тем, векторная графика неплохо подходит для сохранения штриховых изображений. Так что если у вас случайно завалялись чертежи - почему бы не попробовать!

Вот и все - о векторной графике нам больше сказать нечего. Давайте же теперь еще раз сравним возможности растровой и векторной графики и выясним, какая из них и в каких случаях предпочтительнее.

Применение растровой и векторной графики

Главный козырь растровой графики - точность передачи сканированных изображений. При этом растровая графика занимает тем больший объем, чем больше само изображение, плохо масштабируется и медленно обрабатывается. Главный козырь векторной графики - наличие развитых средств обработки изображения, а главный ее недостаток - невозможность сохранения полутоновых изображений в близком к оригиналу виде. Исходя из этого, можно определить область применения для каждого из двух видов компьютерной графики.

Итак, растровая графика применяется:

Для хранения и обработки полутоновых изображений (сканированные или изначально созданные на компьютере картины, фотографии);

В Web-дизайне. Применяемые на Web-страницах изображения, как правило, невелики, а вывод их на экран осуществляется самими Web-обозревателями без привлечения дополнительных программ.

Векторная графика лучше всего подойдет, если нужно:

Создать небольшие изображения, которые в дальнейшем будут всячески обрабатываться при выводе. Хороший пример таких изображений - шрифты формата TrueType, которые при выводе на экран не только масштабируются, но и раскрашиваются в разные цвета, поворачиваются и т. п.

В остальных случаях можно использовать как векторную, так и растровую графику. Нужно только помнить о недостатках, присущих обоим этим видам, и, разумеется, об их преимуществах.

Осталось напомнить о том, что Flash - формат векторной графики. Точнее же будет сказать: гибридной.

Гибридная графика

Собственно, гибридная графика - это разновидность векторной графики, поддерживающая включение в изображение растровых фрагментов. Благодаря такому подходу часто удается преодолеть главнейшие недостатки и растровой, и векторной графики: слишком большой размер файла растрового изображения и невозможность точной передачи полутоновых изображений средствами векторной графики.

Классификация статистических графиков

Для графического изображения статистических данных используются самые разнообразные виды графиков. При всем своем разнообразии статистические графики классифицируются по ряду признаков: способу построения, форме применяемых графических образов, характеру решаемых задач (цели использования) (рис. 5.3; 5.4).

1) По способу построения:

Диаграммы;

Статистические карты: картограммы и картодиаграммы;

2) По форме применяемых графических образов: точечные, линейные, плоскостные и фигурные;

3) По цели использования: для характеристики структуры, сравнения по территориям и фирмам, оценки динамики и выполнения плана, характеристики вариации, оценки взаимосвязей.

Рис. 5.3. Классификация статистических графиков по форме графического образа

Рис. 5.4. Классификация статистических графиков
по способу построения и задачам изображения

Диаграммы

Диаграмма представляет чертеж, на котором статистическая информация изображается посредством геометрических фигур или символических знаков. Диаграмма – наиболее распространенный способ графических изображений. Диаграммы бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи построения графика.

Когда число уровней в ряду динамики велико, целесообразно применять линейные диаграммы , которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломаной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать, если целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; если наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней.

Для построения линейных графиков применяют систему прямоугольных координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т.д.), а по оси ординат - размеры изображаемых явлений или процессов (уровни ряда динамики или темпы их изменения). Полученные точки соединяют отрезками в виде ломаной линии. Каждая точка линейной диаграммы соответствует уровню динамического ряда (или темпу его изменения) на определенный момент или за период времени.

На одном графике может быть размещено несколько диаграмм, что позволяет сравнивать динамику различных показателей, либо одного показателя по разным регионам или странам.

На оси ординат наносят масштабы. Особое внимание следует обратить на их выбор, так как от этого зависит общий вид графика. Обеспечение равновесия, пропорциональности между осями координат необходимо в графике в связи с тем, что нарушение равновесия между осями координат дает неправильное изображение развития явления. Если масштаб для шкалы на оси абсцисс очень растянут по сравнению с масштабом на оси ординат, то колебания в динамике явлений мало выделяются, и наоборот, преувеличение масштаба по оси ординат по сравнению с масштабом на оси абсцисс дает резкие колебания. Равным периодам времени и размерам уровня должны соответствовать равные отрезки масштабной шкалы.

Примеры линейных диаграмм представлены на рис. 5.5 и 5.6.

Рис. 5.6. Динамика пассажирооборота на всех видах транспорта, млрд. пасс.-км

Рис. 5.6. Динамика перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, млн. чел.

Для тех же целей, а именно анализа динамики социально-экономических явлений, оценки выполнения плана и характеристики вариации в рядах распределения могут использоваться также столбиковые диаграммы .

При построении столбиковых диаграмм используется, как и в линейных графиках, прямоугольная система координат. При этом каждое значение изучаемого показателя изображается в виде вертикального столбика. По оси абсцисс размещается основание столбиков. Их ширина может быть произвольной, но обязательно одинаковой для каждого столбика. Высота столбиков (в соответствии с принятым по оси ординат масштабом) должна строго соответствовать изображаемым данным.

Количество столбиков определяется числом изучаемых показаний (данных). Столбики могут располагаться вплотную или на одинаковом расстоянии друг от друга. У основания столбиков дается название изучаемого показателя. Уровни (величины), характеризующие значения изображаемых показателей, помещаются внутри каждого столбика.

Столбиковые диаграммы могут использоваться также для пространственных сопоставлений: сравнения по территориям, странам, фирмам, по различным видам продукции. Кроме того, столбиковые диаграммы широко используются для изучения структуры явлений.

Примеры столбиковых диаграмм представлены на рис. 5.7 и 5.8.

Рис. 5.7. Динамика перевозки пассажиров всеми видами транспорта, млн. чел.

Рис. 5.8. Общие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста
населения Российской Федерации, ‰

В статистике находят применение и так называемые ленточные (полосовые) графики . По своей форме ленточная диаграмма представляет ряд простирающихся по оси абсцисс полос одинаковой ширины. Длина полос (лент) соответствует значениям изображаемых показателей. При построении ленточных диаграмм соблюдаются те же требования, что и при построении столбиковых графиков (одинаковая ширина полос, начало масштабной шкалы от нулевой отметки и др.). В качестве примера полосовой диаграммы приведем графическое изображение грузооборота различных видов транспорта по отношению к грузообороту железнодорожного транспорта (относительные величины координации) (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Соотношение грузооборота различных видов транспорта
по отношению к железнодорожному

Диаграммы, выполненные в виде выдвигающихся от начала масштабной шкалы полос, представляют определенное практическое удобство для систематического отображения хода выполнения производственных заданий нарастающим итогом.

Широкое применение для характеристики структуры социально-экономических явлений нашли секторные диаграммы. В этих диаграммах площадь окружности принимается за величину всей изучаемой статистической совокупности, а площади отдельных секторов отображают удельный вес (долю) ее составных частей. При этом поскольку площади секторов пропорциональны их центральным углам, то для построения секторной диаграммы сумма всех углов (360°) распределяется пропорционально удельным весам отдельных частей изучаемой совокупности. При процентном выражении состава изучаемой статистической совокупности исходят из соотношения 1 % = 3,6°.

Пример секторной диаграммы представлен на рис. 5.10.

Рис. 5.10. Структура грузооборота различных видов транспорта, 2011 г.

При изучении статистической информации применяются так называемые радиальные диаграммы . Строятся они на базе полярных координат. Началом отсчета в них служит центр окружности, а носителями масштабных шкал являются радиусы круга. Обычно в основе радиальных диаграмм лежат повторяющиеся годовые циклы с помесячными или поквартальными данными. Так, при изучении годового цикла с помесячными данными окружность делят радиусами на 12 равных частей. Каждому радиусу дается название месяца года, а их расположение подобно циферблату часов. На каждом радиусе в соответствии с установленным масштабом наносятся точки, соответствующие изучаемым за каждый месяц данным. Полученные таким образом точки соединяют между собой линиями. В результате получается спиралеобразная линия, характеризующая внутригодовые циклы.

Пример радиальной диаграммы представлен на рис. 5.11.

Рис. 5.11. Производство мяса в регионе N , 2013 г.

В статистике, прежде всего для рекламных целей, применяются также фигурные диаграммы . При их построении статистические данные изображаются рисунками-символами, которые в наибольшей степени соответствуют существу отображаемых явлений. Эти диаграммы более выразительны, легко воспринимаются зрительно. В фигурных статистических показателях каждому знаку символу условно придается определенное числовое значение, и путем последовательного их расположения на поле графика формируются соответствующие полосы.

Площадь фигуры соответствует величине показателя. Недостатком фигурных диаграмм является то, что графическое изображение изучаемого явления знаками-символами не всегда соответствует точному значению изображаемых данных. Поэтому наряду с целыми фигурами приходится иметь дело с их частями. Это придает отображаемым показателям приближенное значение.

Примеры фигурных диаграмм представлены на рис. 5.12 и 5.13.

Рис. 5.12. Численность постоянного населения на конец 2002 года


Рис. 5.13. Производство мяса в регионе N

Для простого сравнения независимых друг от друга показателей могут также использоваться круговые , квадратные , прямоугольные диаграммы . Принцип их построения состоит в том, что площади правильных геометрических фигур выражают величины изображаемых явлений.

Примеры квадратных и круговых диаграмм представлены на рис. 5.14 и 5.15.

Рис. 5.14. Квадратная диаграмма поставки российского газа в страны ближнего зарубежья,

январь-август 1995 г.

Рис. 5.15. Круговая диаграмма доходов от услуг связи
населению Российской Федерации, 2000 г.

Если вам периодически приходится создавать десятки и даже сотни совершенно одинаково оформленных изображений, например визиток для сотрудников компании, персонализированных поздравительных открыток, именованных приглашений и т.п., то вам не обойтись без динамической графики, позволяющей значительно ускорить выполнение подобных работ. Причем мы перечислили далеко не все способы ее применения. Динамическая графика удобна для генерации однотипных изображений, будь то баннеры для Web или любые другие изображения для создания динамических, насыщенных графикой сайтов, например Web-страниц с новостями либо с часто обновляемой информацией о товарах и услугах, презентации или отчетов с множеством аналогично оформленной аналитической информации.

Сущность динамической графики (Dynamic Data-Driven Graphics — графика динамических данных) заключается в том, что она меняется при изменении источника данных. В итоге вместо подготовки сотни приглашений на банкет дизайнер может создать один-единственный шаблон приглашения-иллюстрации, определив в нем положение объектов с указанием типа каждого из них: текстовый, графический и пр. Для каждого объекта устанавливается связь с внешней базой данных, а выполнив слияние конкретной записи данных из базы с шаблоном, можно на выходе получить именованное приглашение для конкретного лица и, например, распечатать его или отправить адресату по электронной почте. Естественно, если поменять источник данных, например сменить номер записи, то в окне программы появится приглашение уже для другого лица.

Иными словами, управляемая данными графика позволяет автоматизировать процесс подготовки однотипных изображений и получить многократные версии изображения, полностью соответствующие оригиналу-шаблону, с минимальными затратами времени. Поэтому она является мощным средством повышения производительности разработки. Кроме того, использование шаблонов позволяет перевести сотрудничество дизайнеров и программистов на новый уровень, обеспечивающий более высокое качество разработки. Дизайнер, создав шаблон изображения и передав программисту соответствующую ему библиотеку данных, может быть абсолютно уверен, что никаких непредвиденных изменений в шаблоне не произойдет. Для программиста открывается возможность создания наборов данных в формате XML, используя который дизайнер сам, без привлечения программиста, сможет импортировать данные в файл программы Illustrator и создать окончательный проект на его основе.

Основы работы с динамическими данными

Для работы с динамическими данными предназначена специализированная палитра Variables (Переменные) — рис. 1, которая может быть открыта или закрыта и вызывается из списка палитр, открывающегося при активизации команды Window (Окно).

Переменные определяют признаки динамических объектов и могут быть четырех типов:

  • Graph Data (Данные для графика) — позволяют создавать динамические графики;
  • Linked File (Связанный файл) — предназначены для создания динамических изображений, которые связаны с конкретными графическими файлами;
  • Text String (Связь с текстом) — обеспечивают создание динамического текста;
  • Visibility (Видимый) — позволяют сделать динамической видимость отдельного объекта и группы объектов; имеют только два значения — объект либо виден, либо нет.

Кроме того, в процессе разработки могут быть задействованы и не связанные с объектами переменные, которые не имеют типа, правда в дальнейшем им все равно присваивают один из вышеназванных типов. Обратите внимание, что в палитре Variables слева от имени переменной видна ее иконка, по которой легко сориентироваться и определить, к какому типу принадлежит та или иная переменная (рис. 2).

Рис. 2. Палитра Variables со всеми типами переменных: Variable1 — тип Graph Data, Variable 2 — тип Linked File, Variable 3 — тип Text String, Variable 4 — тип Visibility, Variable 5 — несвязанная переменная без типа

Динамические объекты независимо от их типа могут быть подвергнуты обычному редактированию и после связывания их с переменными.

Некоторые важные правила

  1. По умолчанию переменные в палитре Variables получают ничего не значащие имена: Variable1 , Variable2 и т.д. Лучше изменять такие имена на значимые — это облегчает ориентацию в XML-файле во время работы.
  2. Теоретически текстовые объекты могут располагаться как в одном текстовом блоке, так и в разных — как правило, при решении вопроса об объединении в единый блок или разбиении текста на отдельные блоки руководствуются удобством его оформления. Однако все динамические текстовые объекты должны быть представлены в отдельных блоках.
  3. Изображения, запланированные как динамические, должны быть не просто помещены в документ, а обязательно вставлены с сохранением ссылки на файл командой File=>Place (Файл=>Поместить). Обратите внимание, что в окне Place (Поместить) должна быть отмечена опция Link (Связь). Естественно, файлы-изображения должны быть предварительно подготовлены и размещены в специальной папке проекта.
  4. При создании динамических графиков нельзя вводить данные для категорий — для них предназначен первый столбец таблицы Data (Данные). Дело в том, что при переходе от одной записи данных к следующей информация в первом столбце начинает восприниматься программой как числовые данные графика, а не как категории, и график оказывается испорченным.
  5. Одному объекту (текстовому или графическому как изображению, так и графику) может не соответствовать ни одной переменной, если он не является динамическим, а может соответствовать одна или, в редких случаях, две переменные. Две переменные бывают в случае, если не только меняется содержимое объекта, например один текст заменяется другим, но и для каких-то записей объект должен казаться видимым, а для каких-то — нет.

Технология работы

Существуют различные технологии создания динамических переменных — можно последовательно создавать объекты и тут же формировать связанные с ними переменные, а можно вначале определить все необходимые в проекте переменные, затем создать все объекты, а потом произвести связывание объектов с переменными. Сложно сказать, какой из подходов лучше, так как оба варианта приводят к одинаковому результату и занимают примерно одинаковое количество времени. Поэтому выбор технологии определяется сугубо личными предпочтениями пользователя.

Если идти по первому пути, то удобнее всего действовать последовательно: создать первый объект, например текстовый, выделить его инструментом Selection и щелкнуть на кнопке Make Text Dynamic (Создать текстовый динамический объект) палитры Variables (рис. 3) — это автоматически приведет к появлению в палитре Variables переменной типа Text String (рис. 4).

Можно создавать и не связанные с конкретными объектами переменные, а связывать их потом, по окончании всей работы. В этом случае следует щелкнуть на кнопке New Variable (Новая переменная) палитры Variables или на одноименной команде данной палитры — это приведет к появлению в палитре свободной переменной (рис. 5). В дальнейшем свободные переменные несложно связать с конкретными объектами. Например, для связи данной переменной с созданным ранее текстовым объектом нужно выделить объект и предназначенную для него переменную в палитре Variables и щелкнуть на той же кнопке Make Text Dynamic (Создать текстовый динамический объект) — свободная переменная окажется связанной с текстом (рис. 6).

Рис. 5. Вид палитры Variables и окна Variable Options для свободной переменной

Если тип переменной выбран неверно, то для его переопределения достаточно дважды щелкнуть в палитре на имени переменной и в списке Type (Тип) указать нужный тип (рис. 7). Дважды щелкнув на имени переменной, можно изменить и ее имя.

Если какие-то характеристики переменных для конкретной записи из набора данных были заданы неудачно, то их несложно изменить, а потом не создавать новую запись данных, а обновить уже имеющуюся при помощи команды Update Data Set (Обновить набор данных) из палитры Variables .

Удаление переменной производится обычным образом путем ее выделения и применения команды Delete Variable (Удалить переменную) из палитры Variables , можно и просто щелкнуть на одноименной кнопке палитры — результат будет тот же.

По окончании создания и определения всех нужных переменных их сохраняют при помощи команды Save Variable Library (Сохранить библиотеку переменных) из меню палитры Variables (рис. 8), указав для него подходящее имя. Сохраненный файл имеет формат XML, и его можно открыть, используя разные программы, в частности «Блокнот», а затем внести нужные правки.

Сохраненный командой Save Variable Library файл с динамическими данными ни в коей мере не заменяет графический файл-шаблон, который также должен быть сохранен, причем в формате SVG, предназначенном, в числе прочего, для хранения динамической графики. Сохранение шаблона осуществляется командой File=>Save As (Файл=>Сохранить как) при включенной опции Include Extended Syntax for Variable Data (Включить расширенный синтаксис для переменных) (рис. 9) — для установки данного флажка потребуется щелкнуть на кнопке Advanced (Настройки).

Оба файла — шаблон и библиотека с записями — тесно взаимосвязаны и позволяют создавать серии однотипных изображений, меняющихся при смене исходных данных библиотеки. Стоит иметь в виду, что если в дальнейшем предполагается использование шаблона с другими продуктами Adobe, например при разработке динамических сайтов, то его нужно сохранять не только в формате SVG, но и, учитывая существующие требования к формированию имен; в XML. Для этого предварительно в настройках программы необходимо включить поддержку XML ID при помощи команды Edit=>Preferences=>Units & Undo (Редактирование=>Предпочтения=>Единицы измерения и откат) — рис. 10.

Нельзя не заметить, что хранение информации в разных файлах очень удобно при совместной разработке проектов, когда дизайнер спокойно занимается оформлением, сохраняя изображение в SVG, а программист обеспечивает его нужной базой данных в формате XML, дополняя библиотеку с записями данных, сформированную дизайнером на начальной стадии подготовки.

Динамический текст

Для примера нарисуйте произвольный стационарный объект, который при изменении данных будет оставаться неизменным, и напечатайте текст, который по замыслу должен стать динамическим (рис. 11). На данном этапе палитра Variables пока не содержит ни одной переменной.

Выделите текстовый объект и щелкните на кнопке Make Text Dynamic (Создать текстовый динамический объект) — рис. 12 палитры Variables или выберите одноименную команду из меню данной палитры. В палитре Variables появится переменная Variable1, связанная с данным текстовым объектом (рис. 13). Обратите внимание, что при создании переменной на основе текстового объекта не нужно затем определять тип переменной — программа автоматически присваивает такой переменной тип Text String, в чем несложно убедиться, дважды щелкнув на имени переменной (рис. 14). Сохраните имеющиеся на экране данные как первую запись создаваемой базы, щелкнув на кнопке Capture Data Set (Запоминание набора данных) палитры Variables (рис. 15). После этого откройте в палитре Variables список Data Set (Наборы данных) и удостоверьтесь, что в базе данных действительно появилась первая запись Data Set 1 (Набор данных 1) — рис. 16. Выделите текстовый объект и измените в нем фамилию и имя и вновь щелкните на кнопке Capture Data Set (Запоминание набора данных) палитры — в результате вы получите вторую запись данных (рис. 17). Чтобы удостовериться, что все работает, последовательно поменяйте в палитре Variables строки данных: с Data Set 2 на Data Set 1 , и наоборот — смена данных будет приводить к изменению текста на экране, то есть можно констатировать, что текстовый объект действительно стал динамическим.

Рис. 13. Вид палитры Variables после создания динамического текстового объекта

Рис. 17. Вид изображения с палитрой Variables — активна вторая запись Data Set 2

Save Variable Library Variables , указав для нее подходящее имя. Сохраненный файл имеет формат XML, и его можно открыть, используя разные программы, в частности «Блокнот» (рис. 18). Обратите внимание, что строки с данными Data Set 1 и Data Set 2 совершенно идентичны и отличаются только самим текстом (фамилией и именем), оформленным в качестве динамической переменной. Поэтому при создании больших наборов однотипных данных не стоит вручную вводить их непосредственно в программе Illustrator и оформлять затем как очередную строку данных. Гораздо быстрее и проще открыть в блокноте созданный XML-файл, скопировать нужный фрагмент определенное число раз и последовательно заменить в нем номер записи и относящиеся к ней данные: в нашем случае фамилию и имя и т.д. На рис. 19 показан результат такого редактирования файла. После этого необходимо сохранить XML-файл и подключить к рабочему изображению программы Illustrator дополненную базу, воспользовавшись командой Load Variables Library (Загрузить библиотеку переменных) из меню палитры Variables (Варианты). В списке Data Set (Набор данных) будет уже не два, а четыре варианта (рис. 20). Очевидно, что при смене строки данных, например на Data Set 3 , текст на изображении также изменится (рис. 21).

Рис. 18. Вид файла с динамическими данными, открытого в «Блокноте», — цветом выделены строки, касающиеся созданной переменной Variable1

Рис. 19. Вид отредактированного в «Блокноте» файла с динамическими данными — появились данные еще для двух человек

Рис. 21. Вид изображения с палитрой Variables — активна третья запись Data Set 3

По окончании работы сохраните шаблон изображения в формате SVG, воспользовавшись командой File=>Save As (Файл=>Сохранить как).

Динамические изображения

Динамические изображения создаются несколько иначе, чем динамический текст. В отличие от текста, динамическое изображение должно не только появиться на экране, но и обязательно иметь ссылку на соответствующий файл, хранящийся на диске. Поэтому его нельзя просто нарисовать или скопировать из другого документа — динамическое изображение вставляется в шаблон командой File=>Place (Файл=> Link (Связь).

Для примера активизируйте данные Data Set 1 и вставьте при помощи команды File=>Place (Файл=>Поместить) нужное изображение, не забыв подсветить флажок Link (Связь) — рис. 22. Выбранная фотография появится на экране, но она не будет пока выполнять роль динамического изображения, в чем несложно убедиться, переходя с одних данных в поле Data Set (Набор данных) на другие. Да и новой переменной в палитре Variables после вставки изображения не появится. Чтобы создать связанную с изображением переменную, выделите изображение и щелкните на кнопке Make Linked File Dynamic (Создать динамический связанный файл) палитры Variables (рис. 23). Обратите внимание, что в зависимости от типа выделенного объекта назначение и подпись кнопки меняются: ранее при создании динамического текста та же самая кнопка называлась иначе — Make Text Dynamic (Создать текстовый динамический объект). После выполнения команды в палитре Variables появится новая переменная Variable 2 , причем вновь с верно определенным программой типом — Linked File (Связанный файл), в чем можно удостовериться дважды щелкнув на имени переменной (рис. 24).

Рис. 24. Вид изображения с палитрой Variables и открытым окном Variable Options

Сохраните библиотеку данных при помощи команды Save Variable Library (Сохранить библиотеку переменных) из меню палитры Variables , а затем откройте соответствующий ей файл в «Блокноте» (рис. 25). Видно, что ссылка на изображение, взятое с диска, появилась не только на рабочей записи Data Set 1 , но и во всех остальных — значит, при переходе с одной записи на другую фамилия и имя будут меняться, а фотография останется неизменной. Для того чтобы при смене записи происходила и замена снимка в XML-файле, следует поменять имена подгружаемых в шаблон файлов, например так, как показано на рис. 26. Сохраните редактируемый XML-файл, переключитесь в Illustrator и подключите дополненную базу при помощи команды Load Variables Library Variables (Варианты). В списке Data Set (Набор данных) будет по-прежнему четыре записи, однако при смене строки данных, например на Data Set 2 , будет меняться не только текст, но и изображение (рис. 27).

Рис. 25. Вид файла с динамическими данными, открытого в «Блокноте», — во всех четырех записях ссылка на один и тот же файл

Рис. 26. Вид отредактированного файла с динамическими данными — в каждой записи ссылка на свой файл

Рис. 27. Вид изображения с палитрой Variables — активна запись Data Set 2

По окончании работы сохраните шаблон в формате SVG, воспользовавшись командой File=>Save As (Файл=>Сохранить как).

Динамические графики

Графики при желании также можно сделать динамическими, то есть их внешний вид будет зависеть от выбранных в списке Data Set (Набор данных) данных. Технология создания динамических графиков в значительной мере отличается от создания динамического текста и динамических изображений.

Динамические графики не могут иметь категорий, поэтому ввод данных начинается с первого столбца, при этом первая строка, как обычно, предназначена для данных легенды. Однако слова легенды не могут начинаться с цифр, иначе информация будет воспринята неверно. Поэтому необходимые подписи диаграммы, свои для каждого набора данных, часто должны оформляться отдельно как динамические переменные. Кроме того, новые наборы данных следует создавать только после того, как график на экране будет полностью видоизменен.

Рассмотрим вариант создания простейшего динамического графика — в качестве типа графика выберем круговую диаграмму Pie. Возьмем на панели инструментов инструмент Pie Graph , очертим им прямоугольную область, которую предположительно должна занимать диаграмма, в открывшейся таблице введем данные и щелкнем на кнопке Apply (Применить). Результат показан на рис. 28. Выделим график инструментом Selection и щелкнем на кнопке Make Graph Dynamic (Создать динамический график) палитры Variables (рис. 29) — это автоматически приведет к появлению в палитре Variables переменной типа Graph Data (рис. 30). Сохраните имеющиеся на экране данные как первую запись создаваемой базы, щелкнув на кнопке Capture Data Set Variables (рис. 31).

Рис. 28. Первоначальный вид диаграммы с данными, соответствующими первой строке создаваемой базы данных

Не снимая выделения с диаграммы, перейдите в таблицу данных, измените данные так, чтобы они соответствовали второй записи создаваемой базы данных и щелкните на кнопке Apply (Применить). Только после этого щелкните на кнопке Capture Data Set (Запоминание набора данных) палитры Variables (рис. 32) для создания второй записи данных. Чтобы удостовериться, что все работает, последовательно поменяйте в палитре Variables строки данных: с Data Set 2 на Data Set 1 и наоборот — смена данных будет приводить к изменению графика, то есть можно констатировать, что график действительно стал динамическим.

Сохраните полученную библиотеку при помощи команды Save Variable Library Variables , а затем откройте созданный XML-файл в «Блокноте» (рис. 33). Несложно заметить, что структура строк с данными Data Set 1 и Data Set 2 одинакова, а различаются только числовые данные графиков. Поэтому не составит ни малейшего труда сделать необходимое количество копий соответствующих строк, изменить в них сами номера строк на Data Set 3 , Data Set 4 и т.д., а затем внести требуемые числовые изменения для графиков, например как показано на рис. 34. Сохраните редактируемый XML-файл, переключитесь в Illustrator и подключите дополненную базу командой Load Variables Library (Загрузить библиотеку переменных) из меню палитры Variables (рис. 35).

Рис. 34. Вид отредактированного в «Блокноте» файла с динамическими данными — появились данные Data Set 3, которые выделены цветом

Рис. 35. Изображение с палитрой Variables и окном Data — видно, что график преобразился, в окне Data данные соответствуют третьей записи

По окончании работы сохраните шаблон в формате SVG, воспользовавшись командой File=>Save As (Файл=>Сохранить как).

Динамическая видимость

Как уже было отмечено, переменные, для которых определен тип Visibility (Видимый), предназначены для реализации динамической видимости объектов. Иными словами, можно сделать так, что при одних исходных данных любой объект — текст, изображение или график — может быть видимым, а при других — нет.

Рассмотрим простейшую ситуацию данного типа. Представьте, что необходимо подготовить и разослать приглашения на презентацию, при этом приглашения могут быть двух типов: обычные и привилегированные, отличающиеся от обычных наличием специально графического символа. Очевидно, что данное графическое изображение присутствует в шаблоне, но как объект типа Visibility (Видимый): оно оказывается видимым на привилегированных приглашениях и скрыто на обычных.

Создайте произвольный фон для приглашения, напечатайте стандартный текст, а затем нарисуйте изображение, которое будет играть роль такого опознавательного знака — в нашем случае это будет группа из двух объектов, размещенная в нижней правой части изображения (рис. 36). Выделите группу объектов инструментом Selection и щелкните на кнопке Make Visibility Dynamic (Создать динамическую видимость) — рис. 37. Результатом станет появление в палитре Variables переменной Variable 1 нужного нам типа, в чем несложно удостовериться, дважды щелкнув на имени переменной (рис. 38). Щелкните на кнопке Capture Data Set (Запоминание набора данных) палитры Variables для создания первой записи данных (рис. 39).

Рис. 38. Палитра Variables с открытым окном Variable Options после создания динамически видимой переменной

Рис. 39. Появление первой записи данных Data Set 1

Сохраните полученную библиотеку при помощи команды Save Variable Library (Сохранить библиотеку переменных) из меню палитры Variables , а затем откройте файл в «Блокноте» (рис. 40). Для того чтобы при смене записи происходило скрытие группы объектов, для которых установлена динамическая видимость, следует сделать копию данных для второй записи Data Set 2 и сменить для нее значение переменной Variable 1 с true на false (рис. 41). Сохраните редактируемый файл, переключитесь в Illustrator и подключите дополненную базу при помощи команды Load Variables Library (Загрузить библиотеку переменных) из меню палитры Variables (Варианты). В списке Data Set (Набор данных) теперь будет две записи: при первой интересующая нас группа объектов будет видна (рис. 42), а при второй — нет (рис. 43).

Рис. 40. Вид файла с динамической видимостью, открытого в «Блокноте», — одна переменная и пока одна запись Data Set 1

Рис. 41. Вид отредактированного файла с динамической видимостью — добавилась запись Data Set 2

Рис. 42. Вид изображения с палитрой Variables, активна запись Data Set 1 — изображение видимо

Рис. 43. Вид изображения с палитрой Variables, активна запись Data Set 2 — изображение скрыто

По окончании работы сохраните шаблон в формате SVG, воспользовавшись командой File=>Save As (Файл=>Сохранить как).

Примеры применения динамической графики

Именная поздравительная открытка

Сегодня виртуальные открытки отправляют даже чаще, чем обычные. Способов создать поздравительную открытку множество, однако основной проблемой остается разработка уникальных открыток для конкретных адресатов. Если вы все же решились создать индивидуальные фирменные открытки, что, несомненно, произведет хорошее впечатление, например, на корпоративных партнеров, то не стоит забывать о том, что без применения шаблонов дизайнеру придется создать сотни экземпляров одного и того же файла, каждый раз вручную вводя на открытке персональное обращение к адресату. С шаблонами все окажется на порядок проще, более того, создав один раз шаблон и базу, можно будет в дальнейшем менять лишь фон открытки — и сотня персональных открыток с обновленным дизайном к следующему празднику окажется готова.

Рассмотрим данную ситуацию. В самом простом случае на открытке будут три вида объектов: исходное статическое изображение-фон, динамический текст обращения, который будет меняться, и статичный текст поздравления. В качестве фона для открытки возьмем рис. 44 — по идее его должен создать дизайнер фирмы, снабдив его логотипом компании. Напечатайте как отдельные объекты персональный и стандартный тексты — возможно, результат будет напоминать рис. 45. Выделите текст обращения и для создания динамичной текстовой переменной щелкните на кнопке Make Text Dynamic (Создать текстовый динамический объект) палитры Variables . В итоге будет создана переменная типа Text String , содержащая текст обращения (рис. 46). Сохраните имеющиеся на экране данные как первую запись создаваемой базы, щелкнув на кнопке Capture Data Set (Запоминание набора данных) палитры Variables — в базе данных появится первая запись Data Set 1 . Выделите текстовый объект и измените в нем фамилию и отчество и вновь щелкните на кнопке Capture Data Set (Запоминание набора данных) палитры Variables — результатом станет получение второй записи данных (рис. 47).

Рис. 45. Добавление двух текстовых объектов — динамического и статического — к открытке

Рис. 46. Вид изображения с палитрой Variables и окном Variable Options после создания переменной

Рис. 47. Вид изображения с палитрой Variables — активна запись Data Set 2

Сохраните библиотеку при помощи команды Save Variable Library (Сохранить библиотеку переменных) из меню палитры Variables. Сохраните шаблон в формате SVG, воспользовавшись командой File=>Save As (Файл=>Сохранить как). После этого останется открыть файл библиотеки в «Блокноте», дополнить его нужным количеством записей — и серия персональных открыток готова.

Визитка

Визитки всех сотрудников компании принято оформлять в едином стиле, и, конечно, разработать стиль оформления — это прямая задача дизайнера. Однако если в компании, например, порядка трех сотен сотрудников, то без шаблона такая работа превратится в титанический труд.

Рассмотрим пример создания простейшей визитки. Будем считать, что визитка имеет белый фон, одно статическое изображение — логотип компании, один статический текст — название компании, динамическое изображение — фотографию человека и серию динамических текстов: должность, фамилия и имя, адрес с номером комнаты, телефон, факс и e-mail. Вначале просто создадим на экране соответствующие объекты, возможно, что вы получите примерно такое изображение визитки, как показано на рис. 48. Не забудьте, что вставлять изображение необходимо командой File=>Place (Файл=>Поместить) с включенным флажком Link (Связь), а все многочисленные тексты должны быть представлены отдельными объектами. На следующем этапе нужно последовательно создать для каждого динамического объекта свою переменную — осуществить это проще всего, выделяя очередной объект и щелкая каждый раз на одной и той же кнопке палитры Variables , которая в зависимости от типа выбранного объекта будет называться Make Text Dynamic (Создать текстовый динамический объект) или Make Linked File Dynamic (Создать динамический связанный файл). Полученная в итоге палитра Variables показана на рис. 49. В процессе создания переменных не стоит менять их имена на более значимые, так как возникнут проблемы при их нумерации. Зато по окончании процесса создания переменных переименование следует выполнить, иначе в дальнейшем при столь большом числе переменных сложно будет ориентироваться в XML-файле (рис. 50). Сохраните имеющиеся на экране данные как первую запись создаваемой базы, щелкнув на кнопке Capture Data Set (Запоминание набора данных), — в базе появится первая запись Data Set 1 (рис. 51).

Рис. 51. Вид изображения с палитрой Variables — активна запись Data Set 1

Сохраните полученную библиотеку командой Save Variable Library (Сохранить библиотеку переменных) из меню палитры Variables , а затем откройте соответствующий ей файл в «Блокноте» (рис. 52). Сделайте копию первой записи и измените в ней данные таким образом, чтобы они соответствовали следующему сотруднику компании (рис. 53). Сохраните редактируемый файл, переключитесь в программу Illustrator и загрузите отредактированную библиотеку командой Load Variables Library (Загрузить библиотеку переменных) из меню палитры Variables (Варианты). В списке Data Set (Набор данных) теперь будет уже не одна, а две записи (рис. 54). Данные обо всех остальных сотрудниках придется точно так же ввести в библиотеку — и серия визиток будет готова.

Рис. 52. Вид библиотеки в «Блокноте» — в библиотеке пока только одна запись Data Set 1

Рис. 53. Вид библиотеки в «Блокноте» — появление второй записи Data Set 2, которая подсвечена другим цветом

Рис. 54. Вид изображения с палитрой Variables — активна вторая запись Data Set 2

Комбинированное изображение с динамической диаграммой для отчета или презентации

Скучные колонки цифр мало кого вдохновляют, поэтому довольно часто числовые статистические данные оформляют в виде красочных диаграмм, которые уместны в годовом отчете компании, еженедельнике финансовых новостей, на презентации проекта и т.п. Однако зачастую изображение, например для презентации или отчета, включает не только диаграмму, но и множество иной информации. И нередко либо весь этот набор данных должен меняться в зависимости от выбора пользователя (речь идет, в частности, о презентации), либо в отчете присутствует целая серия однотипных изображений с диаграммами, вся разница между которыми заключается лишь в том, что меняется наименование рассматриваемого показателя и соответственно сама диаграмма. Помочь в такой ситуации могут динамические диаграммы.

Попробуем создать вариант такого изображения, ориентируясь на презентацию или на отчет, в котором будет фигурировать несколько однотипных страниц с диаграммами, отражающими изменение объемов продаж некоторых товаров. Создайте исходную диаграмму с нужными заголовками — в нашем простейшем случае изображение будет содержать два статических заголовка, один динамический заголовок с наименованием товара и динамический график (рис. 55).

Затем последовательно создайте для обоих динамических объектов свои переменные, каждый раз выделяя объект и щелкая на одной и той же кнопке палитры Variables, которая в зависимости от типа выбранного объекта будет называться Make Text Dynamic (Создать текстовый динамический объект) или Make Graph Dynamic (Создать динамический график). Полученная в итоге палитра Variables представлена на рис. 56. Сохраните имеющиеся на экране данные как первую запись создаваемой базы, щелкнув на кнопке Capture Data Set (Запоминание набора данных), — в базе появится первая запись Data Set 1 . Сохраните полученную библиотеку командой Save Variable Library (Сохранить библиотеку переменных) из меню палитры Variables , а затем откройте соответствующий файл в «Блокноте» (рис. 57). Сделайте копию первой записи и измените в ней данные так, чтобы они соответствовали следующему товару (рис. 58). Сохраните редактируемый файл, переключитесь в программу Illustrator и загрузите отредактированную библиотеку командой Load Variables Library (Загрузить библиотеку переменных) из меню палитры Variables (Варианты). В списке Data Set (Набор данных) теперь будет уже не одна, а две записи (рис. 59). Данные о других товарах потребуется ввести аналогичным образом в XML-файл, и вы получите серию динамических изображений с различными для разных записей графиками и подписями.

Рис. 57. Вид библиотеки в «Блокноте» — в библиотеке пока только одна запись Data Set 1

Рис. 58. Вид библиотеки в «Блокноте» — появилась вторая запись Data Set 2

Рис. 59. Вид изображения с палитрой Variables — активна вторая запись Data Set 2

Графики в статистике это одно из средств наглядного представления результатов исследования. Получаем, что основное назначение графиков, это наглядно представить данные, которые мы собрали в результате наблюдения, а затем обработали и свели в таблицы при помощи сводки. Другим же средство наглядного представления данных являются статистические таблицы, о которых речь шла .

Очень важным является то , что графики систематически используются в любых научных и исследовательских работах, как элемент наглядности полученных результатов, чаще всего график следует после таблицы данных, тем самым дополняя ее и визуализируя. График это неотъемлемая часть любой курсовой или дипломной работы, графики добавляют эффекта работам, а кроме того объема.

Что такое график?

Зачем графики в статистике нужны мы указали, теперь сформулируем определение статистического графика.

Статистический гра фик – это условное изображение числовых (количественных) данных (которые были собраны в процессе наблюдения и обработаны в результате сводки) при помощи разных геометрических образов – точек, линий, плоских и объемных фигур, фигурных элементов.

Структурно график состоит из ряда элементов, основного и вспомогательных. При этом все элементы графики взаимосвязаны и неразрывны, так как поодиночке не несут никакой смысловой нагрузки.

К элементам графика принято относить:

графический образ (основной элемент графика) – собственно сам чертеж, то при помощи чего мы изобразили данные – например если это диаграмма столбиковая, то графический образ столбики, если диаграмма линейная, то графический образ ломаная линия;

поле графика (этот и последующие элементы считают вспомогательными к графическому образу) – это пространство, в котором график будет располагаться, например верхняя половина листа;

пространственные ориентиры – это координатные точки при помощи которых размещается графический образ в координатной плоскости;

масштабные ориентиры – это тот масштаб, который мы выбираем для построения графика – необходимо отметить, что график обязательно должен строиться в масштабе (нельзя брать в качестве точек координатной оси данные задачи), иначе могут возникнуть искажения графика;

экспликация графика – это все дополнительные смысловые элементы на графике, его название, подписи данных над точками, масштабные шкалы, название осей, расшифровка используемого цветового и шрифтового оформления, то есть все, что на графике написано, нарисовано дополнительно. Экспликации необходима для усиления эффекта восприятия и понимания графика, без нее график простые геометрические фигуры. В состав названия графика включают – предмет, изображенный на графике, объект к которому относится данное явление, период времени за который представлены данные, единицы измерения.

Классификация графиков

Статистические графики имеют разную сферу применения. В зависимости от отрасли научных знаний – экономика, социология, география разновидности графиков могут меняться, принципы и правила их построения всегда одинаковые.

Классифицируя графики, принято выделять несколько базовых критериев, перечислим их далее.

  1. По способу построения различают графики (или для социально-экономических целей, или для экономико-географических)

— диаграммы;

— картограммы,

  1. По содержанию или назначению в статистике используются графики сравнения в пространстве, динамики, структуры, вариации, территориальные корреляционные. Сами по себе это те же диаграммы, лишь используются они для конкретных целей и процессов.
  2. По характеру графического образа используют следующие графики:


Похожие публикации