Телевизоры. Приставки. Проекторы и аксессуары. Технологии. Цифровое ТВ

Обзор Fiio E18 — портативный ЦАП и усилитель с поддержкой Android. Sabaj Da1 - портативный ЦАП начального уровня Портативный цап

Он так похож на стильный аксессуар, что поначалу и воспринимается крутой, хотя вовсе и не обязательной мужской игрушкой. Но стоит однажды попробовать на слух новый продукт OPPO, и отношение к нему сразу меняется. Это настолько профессиональная и грамотно сделанная вещь, что без нее за наушники даже браться не захочется.

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

А, видели, знаем… Наверняка такой будет первая реакция у любого, кто краем глаза следит за прогрессом персонального аудио. Спорить не станем, обзоры на очень похожий ЦАП-усилитель OPPO HA-2 выходили всюду, и у нас в том числе – подробный тест мы еще в 2014 году. Но сейчас речь пойдет о новой версии аппарата, получившей к названию приставку SE.

Внешние данные устройства не изменились ни на йоту. Рифленая «пробка» регулятора громкости все также изящно подсвечивается зеленым светодиодом, а плоские боковины алюминиевого корпуса - обшиты натуральной кожей. На верхнем торце два гнезда под 3,5-миллиметровый «джек». Одно служит выходом на наушники, а второе универсальное – в режиме ЦАПа становится линейным выходом, а при переключении на аналоговый тракт - линейным входом. Сам коммутатор источников располагается на нижнем торце рядом с гнездами USB и Micro USB, что создает некоторые неудобства. Было бы логично этот селектор перенести на боковую грань, где и сосредоточены все основные органы: индикатор заряда с кнопкой изменения состояния и переключатели Bass+ и Gain, задающие высокий или низкий коэффициент усиления.

Функциональных новшеств нет. Семичасовую автономность работы ЦАП-усилителя обеспечивает прежний литий-полимерный аккумулятор емкостью 3000 мАч. Накопленную в нем энергию при необходимости можно направить на подзарядку смартфона. Причем из HA-2SE получается пусть и не самый ёмкий, зато очень быстрый power bank – 70% энергии он набирает от штатного зарядного устройства менее чем за 1,5 часа и, как оказалось, также шустро передает её какому-либо подсевшему устройству.


Помимо вилки с гнездом USB в комплекте прилагается четыре разных кабеля: линейный с «джеками», стандартный USB - micro USB, короткий соединитель для гнезда Lighting и еще похожий с штекерами micro USB на каждом конце (для смартфонов, поддерживающих USB OTG). Есть еще пара колец-резинок, при помощи которых смартфон и усилитель объединяются в одну связку. Кстати, по габаритам HA-2SE почти идеально подходит к смарту с дисплеем на 5 - 5,5 дюймов, но у такой гармоничной пары габариты получаются приличные. Конечно, можно было встроить в ЦАП модуль Bluetooth, но разработчики HA-2SE в первую очередь думали не об удобствах, а о Звуке. Именно так, с большой буквы. И сейчас вряд ли на рынке отыщется аналог ценой до 500 долларов с настолько продвинутым содержимым и сильными техническими параметрами. Тут OPPO опять кладет на лопатки конкурентов. В прежней модификации усилителя использовался 8-канальный чип ESS Sabre32 ES9018-2M в урезанной до стерео версии (тот самый, что прославил Blu-ray-проигрыватель OPPO BDP-105D и стационарный усилитель для наушников HA-1). Вместо него установлен еще более совершенный 32-битовый ES9028-Q2M с внутренней цепью подавления джиттера.

Модернизирована и аналоговая часть. Усилитель, собранный на высококлассных операционниках, выходные каскады которых работают в тандеме с подобранными дискретными транзисторами в классе AB, стал выдавать повышенную мощность как на высокоомные наушники, так и с сопротивлением от 16 Ом. Заодно улучшено соотношение сигнал/шум, что особенно актуально для тех, кто использует высокочувствительные внутриканальные мониторы.

Отдельно отмечу, что HA-2SE остался в той же ценовой категории, что и предыдущая «двойка» – выходит, за те же деньги приобретаешь аппарат с еще более высокими данными.


Свои первые пробы я провел в настольной «студии», используя устройство в качестве стационарного ЦАПа вместо Schiit Modi Multibit. Был уверен, что мультибитник выиграет у новичка «в одни ворота» хотя бы за счет полноценного двухвольтового выхода. Но всё оказалось гораздо интереснее. Файлы стандартного качества 16 бит/44 кГц HA-2 SE воспроизвел необычайно органично и пластично. Он оказался нейтральнее в верхнем регистре, информативнее в нижнем и ни пяди не уступил в динамике! Впрочем, такой же рафинированный саунд OPPO выдал и при проигрывании hires-файлов, тогда как его стационарный конкурент на том же контенте гораздо аккуратнее обращался с тембрами и тональным колоритом. Зато портативный ЦАП давал более живую трактовку пространству, формируя и внушительный масштаб, и ясные выпуклые образы (кстати, наглядная демонстрация преимуществ чистого батарейного питания).

Первый вывод: при всей своей компактности HA-2SE в «большой» аудиосистеме покажет себя как очень музыкальный и технически весьма продвинутый USB-ЦАП, поддерживающий PCM до 384 кГц и DSD до 11,2 МГц.

«Пристрелка» к качеству усилителя на основе сравнений много времени не отняла и выглядела примерно так: я переключал наушники с HA-2SE на любое устройство с телефонным выходом, с которого воспроизводился тот же набор файлов, восклицал «ой», и быстренько возвращал всё на место. Если аудиосигнал на OPPO приходит в цифре по USB, достоинства усилителя раскрываются на 100%! Смартфон Lumia 930 безобразно проигрывал ему в банальной чистоте воспроизведения вообще с любыми наушниками. Выход MacBook Air на фоне HA-2 SE выдавал либо жирный мутный звук (с динамическими открытыми ), либо яркий в среднем регистре (при подключении недорогих Sennheiser HD 595), либо плохо детализированный на ВЧ (со вставными TDK TH-ECBA700). Не расстроил ноутбук только с закрытыми , порадовав линейностью и прозрачностью. Кстати, менее всего портативному усилителю уступил относительно современный iPad Mini – отличия в качестве звучания с разными наушниками были не настолько существенными, чтобы возникло желание немедленно заплатить за ЦАП OPPO и слушать музыку только с него.


Теперь – об особенностях согласования HA-2SE с конкретными наушниками. С магнитопланарами родной марки, которые можно отнести к низкоомным моделям с невысокой чувствительностью (26 Ом, 102 дБ), получаем отличный запас по громкости и хорошее разрешение в высокой полосе. Существенным кажется и выигрыш в быстрой динамике, в чистоте атаки. Но при этом с PM-3 возникает стойкая иллюзия, будто усилитель способен на большее, а наушники чего-то недобирают. Нижний бас наполненный и фактурный, но в нижней середине чувствуется легкие гудящие тона. Шумовые высокие чисты и воздушны, но в звон металла вкрапляются чрезмерно жесткие нотки. Кстати, сильное впечатление остается от прослушивания электронных, танцевальных и даже попсовых записей – они звучат «окультуренно», без режущих слух «цифровых» верхов и задавленного компрессором вокала. Но переключаешься на акустическую музыку или классику и остаешься равнодушным – фирменной связке не хватает какой-то живинки.

С высокочувствительными Sennheiser HD 595 (50 Ом, 112 дБ) характер звучания меняется кардинально: теперь всё драматично и броско, насыщенно и игриво. Но ведь и чисто! Меня потрясло почти полное самоустранение подкраски в середине, которая часто давала о себе знать в этой модели наушников. Из минусов: немного суженный на субъективный взгляд частотный диапазон (недобор по глубине басов).

Слушать музыку на HA-2SE с Sennheiser HD 650 (300 Ом, 103 дБ) – сплошное удовольствие. Все взвешено, интеллигентно и очень подробно. Несмотря на высокое сопротивление телефонов, недостатка динамики нет и в помине – усилительные каскады в версии SE, похоже, действительно стали мощнее. Особенно радует четкость в басовом регистре, сочетающаяся с открытой развернутой подачей середины. Умение ладить с такими капризными наушниками, которые в одних системах могут показаться резкими, а в других – неоправданно глухими – первый признак «правильности» телефонного усилителя. Чем больше слушаешь, тем сильнее укрепляешься в мысли, что HA-2 SE можно считать эталоном.


С некоторыми наушниками это устройство вообще творит чудеса. Я никогда не считал однополосные арматурные TDK TH-ECBA700 выдающимися. Просто удобные затычки с мощнейшей звукоизоляцией, убойной динамикой и выделенной серединой, что так кстати при прослушивании музыки в авиаперелетах. И вдруг им словно добавили еще одну полосу! Верх обрел микрорисунок, заполнился атмосферой, заблистал новыми деталями. Угомонились и все неприятные «подсвистывающие» резонансы, которые мне казались неискоренимыми – я теряюсь в догадках в том, каким чудом усилитель нейтрализовал их, но это же факт. Правда, наушники заодно стали давать заметную слабину и по низким частотам, что пришлось включать корректор Bass+. Его воздействие не идеально, но музыкальный баланс он все-таки приводит в норму.

Слушая музыку напрямую с ноутбука, я нередко прибегаю к маленькому трюку. Чтобы слух быстро не утомлялся, стандартным системным параметрическим эквалайзером (он зашит в Mac OS X - в Windows не ищите) я нахожу те составляющие спектра, которые звуковой тракт в силу разных причин либо акцентирует, либо подкрашивает. У меня целая коллекция таких «антистрессовых» EQ-пресетов для самых разных наушников. Однако с классным ЦАП-усилителем необходимость в коррекции практически отпадает – можно полностью переключиться с технических нюансов воспроизведения на чисто музыкальные. А с HA-2SE это правило работает, когда на голове даже не самые крутые наушники.




КОМПОНЕНТЫ

  • Источники:
  • ЦАП Schiit Modi Multibit
  • Ресивер TEAC Reference AG-H300 Mk III (модифицированный)
  • Акустические системы Castle Richmond Classic 3i (модифицированные)
  • Головные телефоны: OPPO PM-3, Sennheiser HD 595 и HD 650, TDK TH-ECBA700
  • Кабели:
    • межблочные RealCable CA1801 (модифицированный)
    • USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
    • акустические Kimber Kable 12TC

Портативный ЦАП-усилитель OPPO HA-2SE

Производитель: OPPO Digital (США)

Входы: USB Type-A, micro-USB и Aux (совмещён с аналоговым выходом)
Выходы: линейный и Phones 3,5 мм
Спецификации USB: 2.0, OTG
Поддерживаемые аудиоформаты: PCM до 32 бит/384 кГц, DSD2.8/5.6/11.2
Воспроизводимый диапазон: 20 - 200000 Гц
Уровень на линейном выходе: до 1 В RMS
Выходное сопротивление: 0,5 Ом
Выходная мощность: 2 х 300 мВт (16 Ом), 2 х 220 мВт (32 Ом), 2 х 30 мВт (300 Ом)
Аккумулятор: Li-Ion 3000 мАч
Автономность: до 7 часов (до 13 при аналоговом подключении)
Габариты: 12 х 68 х 175 мм
Масса: 175 г

Наверняка каждый, кто знаком с хорошим звуком, приобретая новый смартфон, испытывал некоторое разочарование от качества воспроизведения любимых композиций. И хотя смартфоны, пройдя долгий путь от гигантских мобильников до мощных, но при этом миниатюрных компьютеров, сейчас умеют практически все, звук по-прежнему остается их слабой стороной. И дело здесь даже не в экономии производителей, которая, конечно же, имеет место, а в том, что для реализации приличного качества аудиотракта требуется не только нормальный ЦАП, но и обвязка, и усиление, которые могут значительно увеличить габариты и вес мобильного гаджета, но обо всем по порядку.

Начнем с того, что в XXI веке произошла массовая компьютеризация, затронувшая и сферу Hi-Fi аудио. Естественно, и сейчас есть ярые приверженцы винила, но даже эра компакт дисков уже проходит. Помогают этому и многочисленные диджитал релизы, выпускаемые исключительно в виртуальном пространстве, и появление более качественных форматов, выходящих далеко за пределы 16 бит/44,1 кГц, да и просто удобство хранения и использования данных. Правда, на смену CD-проигрывателям пришли музыкальные серверы, но они пока еще не могут похвастаться огромным количеством приверженцев, и большинство людей хранят любимые записи на жестком диске.

Вполне резонным является вопрос о том, как же перевести звук из цифровой формы в аналоговую, ведь для его подачи на усилитель требуется именно такой вид. Да все как и прежде. Со времен компакт-дисков мало что изменилось, с той лишь разницей, что CD-транспорт сменила информация, поступающая с виртуального проигрывателя. Для этих целей требуется ЦАП или цифро-аналоговый преобразователь - специальное устройство, как несложно догадаться, переводящее сигнал из цифровой формы в аналоговую. Сильно вдаваться в дебри технологий мы не будем, скажем лишь что роль преобразователя выполняют соответствующие чипы, которые, естественно, бывают разными. Важную роль в качестве итогового звука играет также то, как организовано питание, какой используется контроллер USB, и другие не менее значимые факторы, объединяемые термином «обвязка». Именно поэтому для получения хорошего звука недостаточно лишь установить качественный чип. Собственно, по этой причине ЦАПы от лидеров Hi-Fi индустрии и стоят денег, при том немалых.

Следующий фактор, который стоит на пути качественного звука - это усиление. Причем совершенно неважно, собираетесь вы прослушивать музыку в колонках, для которых требуется один тип усилителей, или как чаще бывает со смартфоном, в контексте которого этот вопрос нас интересует больше, в наушниках. Разные модели наушников обладают различным импедансом и чувствительностью. Чем больше импеданс, тем больше они требуют мощности от усилителя, в то время как высокая чувствительность требует меньше энергии для создания необходимого звукового давления. Говоря кратко, для полноценной работы конкретной модели необходима соответствующая мощность, недостаток которой не даст им полноценно раскрыть свой потенциал, и звук будет невнятным. Подобная ситуация нередко происходит со смартфонами, звуковой тракт которых просто не предназначен для работы со многими высокоомными наушниками, и, приобретя даже очень качественный экземпляр, вы можете банально его не услышать. Здесь нам на помощь и приходит специальный усилитель, для которого раскачать любые наушники не составляет никакой проблемы.

Меньше не значит хуже

Возвращаясь к теме уменьшения габаритов устройств, стоит заметить, что первой волной среди производителей Hi-Fi компонентов было появление аппаратов, получивших название Desktop Audio, которые разрабатывались для использования в качестве источника цифрового звука компьютеров и ноутбуков. Отличительной их особенностью стали небольшие габариты и возможность питания от шины USB. Изначально в этом классе производились как ЦАПы, так и различные усилители, но в дальнейшем, из-за своей практичности, наибольшей популярности добились комбинированные устройства, сочетающие в себе функции усилителя для наушников и ЦАПа, а зачатую, до кучи, и предварительного усилителя. Именно от них и пошло начало следующей инкарнации гаджетов, разработанных для использования со смартфонами. От предшественников их отличают меньшие размеры, сопоставимые с самими смартфонами, и наличие собственного аккумулятора.

Как же подобный аппарат может улучшить качество воспроизведения звука, спросите вы. Все очень просто. Цифровой сигнал, воспроизводимый медиаплеером, подается не на штатный аудиотракт смартфона, а в обход него на подключенное устройство, которое сначала производит преобразование звука из цифровой формы в аналоговую, а затем его усиление до нужной мощности. В итоге на выходе вы получаете качество совершенно другого уровня, сопоставимое с компонентами класса Hi-Fi. И как сказал один мой знакомый, проведя сравнение звука напрямую от смартфона и в паре с подобным устройством: «Ничего общего».

Давайте рассмотрим несколько моделей, представленных на российском рынке, чтобы было более понятно, чем идет речь. Правда, следует сразу оговориться, что во главе угла в нашем обзоре стоит именно качество, и мы не будем рассматривать бюджетные модели, хотя есть и такие, взять хотя бы те же FiiO Q1 и iBasso D-Zero MK2, а перейдем сразу к гаджетам среднего ценового диапазона со стоимостью более 20000 рублей. Итак, начнем.

Oppo HA-2

Уверенный лидер по соотношению цены и качества HA-2 от хорошо известной калифорнийской компании Oppo является одним из немногих портативных ЦАПов, построенных на превосходном чипе ESS Sabre32 ES9018-2M. Это позволяет ему поддерживать битность до 32 и частоту дискретизации вплоть до 384 кГц при PCM-кодировке, а также однобитный DSD до DSD256, что для небольшого аппарата весом всего 175 грамм действительно впечатляющий результат. Усилитель класса AB с гибридной конструкцией способен без проблем раскачать как очень чувствительные наушники, так и требующие существенной мощности. Устройство может работать как со смартфонами на базе iOs или Android, так и с iPad, компьютером или ноутбуком. Подключение осуществляется при помощи портов USB или microUSB, кроме этого, предусмотрен аналоговый вход для использования HA-2 только в качестве усилителя. Органы управления представлены ручкой громкости, тумблером Gain, отвечающим за согласование с наушниками, имеющими разную чувствительность, переключателем усиления басов и селектором входов. Встроенного аккумулятора хватает на 7 часов при активном ЦАПе и до 13, если он отключен, причем гаджет может выполнять также роль повербанка, подзаряжая смартфон. Внешний вид устройства просто безупречен. Он выполнен в плоском алюминиевом корпусе со скругленными краями и поставляется в элегантном кожаном чехле. Не менее впечатляющим является и звук, оставляющий далеко позади многих конкурентов. Высочайшее разрешение, точное построение сцены и практически полное отсутствие окрашивания, вот лишь немногие из качеств, выделяющих Oppo HA-2 среди подобных устройств.

Denon DA-10

Не менее впечатляющий аппарат от одного из мэтров японской аудиоиндустрии - компании Denon, с весьма приятным фирменным окрасом, отличающим его от более аналитического звука HA-2. Точность звукопередачи и построение сцены здесь также на высшем уровне, а вот внешний вид менее утонченный, и даже чуть более брутальный. Кожаный чехол имеет 2 отделения: один для DA-10, а второй для смартфона, для удобства управления которым предусмотрено прозрачное окошко. В качестве ЦАПа задействован очень популярный в Hi-Fi компонентах чип Burr-Broun PCM1795, поддерживающий разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц, а также однобитный DSD с разрядностью до 64/128. В устройстве применяется апсемплинг, реализованный при помощи DSP AL32, и асинхронный USB порт, а для снижения наводок источник питания вынесен на отдельную плату. К сожалению, поддержка устройств на базе Android не предусмотрена и DA-10 способен работать только с продуктами Apple, которые могут подключаться как по 30-пиновому порту, так и через разъем Lightning, а также компьютерами и ноутбуками, для которых есть вход microUSB. Аналоговый вход позволит использовать цепь усиления без задействования ЦАПа. К выходному разъему могут быть подключены не только наушники, но и активная акустика или усилитель мощности, да и с наушниками он справляется абсолютно с любыми, вплоть до 600-омных. Собственный аккумулятор емкостью 3200 мА/ч без проблем выдерживает 7 часов работы при включенном ЦАПе и как минимум в 2 раза дольше без него. Дополняет конструкцию ручка громкости, переключатели чувствительности наушников, селектор входов и тумблер активизации фиксированного выходного уровня, необходимого для работы в паре с усилителем мощности.

Fiio E18 Kunlun

Очень неплохой вариант при цене почти вдвое ниже, чем у Oppo и Denon. Вообще, мобильные ЦАПы с усилителями для наушников - одно из основных направлений Fiio, а благодаря наличию в ассортименте достаточно бюджетных моделей с ценой от 5000 рублей, многие начинают именно с них. E18 является флагманом компании и использует чип Burr-Brown PCM1798 от Texas Instruments, поддерживающий разрешение до 24 бит/96 кГц. Аппарат работает как с iOs или Android с поддержкой USB OTG, так и с компьютером. Входов и выходов здесь побольше. Во-первых, предусмотрено 2 порта USB, один из которых предназначен для аудиосигнала, а второй для пополнения заряда аккумулятора или подзарядки смартфона. Во-вторых, к выходу для подключения наушников добавился коаксиальный. В отличие от двух предыдущих вариантов, поддерживающих импеданс наушников до 300 Ом у HA-2 и до 600 Ом у DA-10, E18 способен работать максимум со 150-омными, хотя и этого в большинстве случаев бывает вполне достаточно. Из органов управления имеется ручка громкости, переключатели чувствительности и усиления басов, селектор входа и 3 кнопки для контроля работы медиапроигрывателя на сопряженном устройстве. Из плюсов: длительное время автономной работы, составляющее до 12 часов с ЦАПом и до 25 без, а также отличный дизайн и небольшой вес. Качество звука, хотя и уступает Oppo и Denon, но тоже весьма убедительное, что при цене в 14000 рублей весьма существенное достижение.

TEAC HA-P50

Ещё один интересный продукт из Страны восходящего солнца, на этот раз от компании хорошо известной не только в среде аудиофилов, но и в сфере про-аудио, в которой особенно отличилось ее американское подразделение Tascam. HA-P50 использует множество фирменных наработок, призванных сделать звук лучше, среди которых и двухтактная схема выходных каскадов, реализованная на дискретных элементах, и качественные операционные усилители, и ЦАП на чипе BurrBrown PCM5102, поддерживающий 24 бит/96 кГц. Устройство способно работать как с iOs и Android, так и с ПК, для которого предлагается воспользоваться проигрывателем собственной разработки - TEAC HR Audio Player. Помимо 2 портов USB, предусмотрен комбинированный оптический/линейный вход, а выход для наушников позволяет использовать модель с любым сопротивлением от 8 до 600 Ом. Управление стандартное: громкость, селектор входов и переключатель чувствительности. Встроенного аккумулятора хватает на 8 часов работы. Корпус имеет интересную геометрию и доступен в двух цветах: черном и красном. Если говорить о звуке, то здесь все тоже в полном порядке. HA-P50 отличает хорошая детализация, передача динамики и пространства, а по воспроизведению вокальных партий он и вовсе вне конкуренции.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что у Oppo HA-2 звучание самое беспристрастное с чуть более высоким разрешением, чем у остальных устройств. Denon DA-10 хоть и красит звук, но делает это очень музыкально и его звучание придется по вкусу многим, так что скорее это преимущество, чем недостаток. TEAC HA-P50 имеет самое объемное пространство и очень хорошо передает голоса. Ну и наконец, Fiio E18, несколько проигрывая по звучанию трем предыдущим, несомненно, заслуживает пристального внимания за значительно более высокое качество, чем обладают конкуренты его ценовой группы.

  • Выходная мощность: > 300 мВт @ 32 Ω
  • Поддерживаемые частоты: 32 КГц, 44.1 КГц, 48 КГц, 96 КГц
  • Поддерживаемая битовая глубина: 16 бит и 24 бита
  • Коэффициент гармонических искажений:
  • Соотношение сигнал/шум: > 106 дБ
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 КГц (± 0.2 дБ)
  • Рекомендуемый импеданс наушников: 16 Ω – 150 Ω
  • Батарея: 3500 мА/ч, Li-Pol
  • Размеры: 130 мм × 66,2 мм × 14,6 мм
  • Вес: 162 гр

Упаковка и комплект поставки

Ставшая знакомой за несколько последних лет белая коробка из плотного картона с фотографией устройства. На одном из торцов — наклейка с кодом для проверки на оригинальность продукта.

В комплекте поставки есть все, о чем только можно мечтать. Сам усилитель в чехле занимает центральное место в упаковке, кроме него вы получите:

  • 4 резиновых кольца для крепления E18 к смартфону обычного и большого размера,
  • ножки, которые вы можете наклеить на E18, чтобы уберечь его от царапин при настольном использовании,
  • короткий аудиокабель с двумя угловыми 3,5-мм разъемами,
  • кабель-адаптер для подключения S/PDIF,
  • пару кабелей для подключения смартфонов через USB OTG,
  • пару кабелей для подключения Е18 к компьютеру.

Хочу отдельно отметить чехол: в Fiio отправили на свалку истории псевдобархат и сделали чехол с немного зауженным верхом на резинке, что делает его куда более удобным в использовании.

Как видите, комплект поставки максимально возможный.

Дизайн и управление

Во внешнем облике E18 тоже заметен отход от традиций, заложенных E07 и E17. Новый портативный «комбайн» больше похож на усилитель E12 . Пропал экран, цифровая регулировка громкости, само устройство стало ощутимо больше. Размер E18 почти один в один совпадает с iPhone 5, что немало, хотя на фоне современных Android-смартфонов этот ЦАП выглядит почти изящно. Увеличенный размер в первую очередь способствовал установке очень емкого аккумулятора в 3500 мА/ч, что позволяет E18 работать 12 часов в режиме ЦАП+усилитель или все 25 только усилителем. Разработчики также прекрасно понимают проблему владельцев современных смартфонов, поэтому E18 может при необходимости подзаряжать ваш телефон.

Внешне E18 очень похож на E12, за исключением декоративной серебристой полосы в верхней части. Тот же тонкий корпус со скосами по бокам, тот же черный алюминий с поперечными полосами текстуры. За прошедшие годы Fiio шагнули далеко вперед в области качества сборки, не стал исключением и E18 - позолоченные разъемы расположены строго по центру устройства, никаких швов и стыков, переключатели и регуляторы четко фиксируются и ходят достаточно туго для исключения случайных срабатываний.

Все элементы управления и интерфейсы расположены в торцах устройства. В верхней части находятся регулятор громкости, совмещенный с выключателем, гнездо выхода на наушники, универсальное гнездо линейного выхода/входа, переключатель усиления баса и переключатель gain. На правом торце сверху находятся три кнопки управления воспроизведением, позволяющие переключать треки, не задействуя экран вашего смартфона. Что особенно радует, они работают, даже когда E18 подключен к ноутбуку с OS X. В нижней части вы найдете два гнезда micro USB, переключатель режима работы и гнездо коаксиального выхода. Вместо экрана для индикации используются 4 небольших светодиода: три показывают уровень заряда аккумулятора, один служит индикатором включения.

Из всех элементов управления, наибольший интерес представляют именно два гнезда внизу и переключатель между ними.

Micro USB разъемов на нижней панели устройства два, так как в Fiio приняли очень мудрое решение и разделили зарядку устройства и подключение его по USB к компьютеру. Дело в том, что 5 вольт, которые отдаются для питания устройства по USB зачастую не очень хорошо отфильтрованы, и использование их для питания аудиоустройства приводит к появлению шума. В E07 и E17 это решалось с помощью отключения зарядки устройства через меню, что не очень удобно. В E18 пошли дальше и сделали для зарядки отдельный разъем: во-первых, это проще, чем переключатель в меню, во-вторых, разделение питания и сигнала на отдельные кабели - правильное решение с точки зрения звука. Кстати, помимо USB, можно использовать для зарядки качественный блок питания с USB-разъемом.

Переключатель снизу отвечает за то, в каком режиме ваш E18 будет подключаться к смартфонам: или как внешний ЦАП, для тех устройств, что понимают аудио через USB OTG, или как зарядное устройство, одновременно эти две функции выполнять невозможно. Кстати, будьте внимательны, чтобы не подключить E18 в режиме power bank к компьютеру: зарядить ноутбук он все равно не сможет.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование:

  • Apple MacBook Pro 15″ early 2011
  • Decibel в роли плеера
  • Записи в lossless-форматах
  • Audio-GD NFB-6 в роли усилителя
  • Наушники: AKG K702, Philips Fidelio X1 , Fischer Audio FA-003W «Non-profit»

Для обеспечения совместимости с Android-устройствами в E18 в роли USB-контроллера использован чип Tenor Te7022, ЦАПом служит хорошо зарекомендовавшая себя микросхема PCM1798. ЦАП умеет работать с сигналом вплоть до 32 бит/192 кГц, но в связи с ограничением Te7022, E18 поддерживает только 24 бит/96 кГц (что, впрочем, более чем достаточно для портативного устройства). В случае подключения к Android - все будет ограничено возможностями этой ОС, и, скорее всего, ЦАП будет работать в режиме 16 бит/44.1 кГц. Усилитель построен на связке из OPA1642 и двух LMH6643, что дает примерно ту же выходную мощность, что у E17. Традиционно низкий выходной импеданс устройства позволяет без проблем использовать его с многодрайверными «арматурными» наушниками, обычно чувствительными к этому параметру.

Для начала я оценил E18 в режиме ЦАПа, спасибо Fiio за то, что в E18 добавили линейный выход (в предыдущих моделях для этого нужен был хитрый переходник). Тут на полную раскрывается новый чип. Как большинство ЦАПов на микросхемах от Ti, E18 имеет звук с небольшим уклоном в теплоту, акцентом на бас и приближенные средние частоты. Это дает напористое и энергичное звучание, которое здорово подходит для большинства музыкальных жанров. «Расплачиваться» за это придется некоторым уменьшением воздушности и легкости верхних частот. Лично мне это кажется разумной сделкой, но тут в игру вступают личные вкусы, и только каждый отдельный покупатель способен решить является ли такой обмен интересным для него.

Также я послушал E18 в режиме усилителя. Именно так его можно использовать с большинством техники, не понимающей USB OTG. В этом режиме E18 работает вполне на уровне ближайших конкурентов, кое в чем даже превосходя их. Низкий уровень собственного шума (черный фон), хороший контроль большинства наушников (за исключением тугих динамических и изодинамических моделей), нейтральная подача без излишних отклонений в ту или иную сторону. Имеется традиционный для техники Fiio усилитель баса, поднимающий АЧХ на участке до 1 кГц, максимум в +6 дБ приходится на область в 50 гЦ. Это усиление баса часто позволяет добавить музыке недостающей плотности, особенно в случаях плохого качества записи.

Также без малейших проблем E18 работает и как внешний ЦАП при подключении к компьютеру, с хорошим плеером, работающим с устройством в Hog Mode, звук получается очень детальный, с неплохим драйвом и энергетикой.

Очень хорошо устройство справляется с наводками от телефона (не удивительно для устройства, которое предполагается носить на задней стороне смартфона): при низком gain и средней чувствительности наушников их не слышно, на чувствительных наушниках или при высоком gain наводки становятся слегка слышимыми, но на вполне терпимом уровне.

Выводы

Очень интересное устройство: новый для техники Fiio драйвовый звук (хотя, возможно, это изменение придется не всем по душе), богатая функциональность, долгое время работы, хороший дизайн и качество сборки. Добавив к этому доступную цену в 160 долларов, мы получаем очень интересное устройство. Компактных ЦАПов с поддержкой Android сейчас не так много, и их ценники заметно выше, но как это было с плеером Fiio X3, конкуренты подтянутся и представят свое видение устройства в данном ценовом сегменте, хотя к тому времени инженеры Fiio будут уже работать над чем-то новым.

  • ЦАП: AK4490
  • Диапазон частот: 20 Гц – 40 кГц
  • Соотношение сигнал/шум: 110 дБ
  • Общие гармонические искажения + шум: 0,002%
  • Разделение каналов: 111 дБ @ 1 кГц
  • Выходной импеданс:
  • Выходная мощность: 775 мВт @ 32Ω
  • Рекомендуемый импеданс нагрузки: 16Ω – 600Ω
  • Максимальное разрешение: до 348 кГц/32 бит, DSD128
  • Батарея: Li-Pol, до 8 часов работы
  • Размеры: 98 мм × 41 мм × 21 мм
  • Вес брутто: 550 г

Упаковка и комплект поставки

Коробочка в этот раз получила достаточно необычную полиграфию, выполненную в серо-чёрных цветах, в остальном же это обычная коробка из плотного картона. Внутри, помимо разных бумаг, находятся само устройство, бархатистый мешочек на затяжках для хранения и MicroUSB-кабель.

Если вы планируете использовать DACPortable в роли стационарного устройства, вам стоит обзавестись ещё одним MicroUSB-проводом и зарядным устройством. Для использования ЦАПа c iOS-устройствами необходим стандартный переходник от Apple либо его аналоги от других компаний.

Дизайн и управление

Внешний вид устройства получился таким же простым и утилитарным, как у его «младшего брата» DACPort HD. ЦАП сделан из качественного металла, покрашенного в радикально чёрный цвет. Из эстетических украшений предусмотрены фирменный логотип и название модели, крупно нанесённые на верхнюю поверхность белой краской. Корпус сделан с небольшим закруглением с одной стороны, что придаёт ему приятную асимметрию. Главная проблема с DACPotrable - это его размеры. Сам ЦАП, в принципе, небольшой, но его толщина - великовата для устройства, которое предполагается носить в паре со вторым девайсом, который будет выступать в роли источника цифрового сигнала. Впрочем, для настоящего ценителя звука это вряд ли станет проблемой, ведь находились те, кто носил с собой HiFi-M8, а он был значительно больше. Да и популярные портативные ЦАПы от Chord - явно не меньше размером…

Основные элементы интерфейса расположены в двух торцах DAPortable. С одной стороны разместились MicroUSB-вход для зарядки, кнопка включения, 3 светодиода-индикатора заряда батареи и выход на . Для включения/выключения кнопку надо нажать и подержать около секунды, это защищает от случайного срабатывания в сумке или кармане. На другой стороне находятся MicroUSB-вход для цифрового сигнала, индикатор подключения и колесо регулировки громкости. Работает эта регулировка «в цифре», поэтому ни о каком шуме и разбалансе каналов речь не идёт.


Вдоль длинных сторон устройства разместились утопленные в корпус переключатели, с одной стороны - выбор коэффициента усиления, с другой - «добавка» НЧ и ВЧ.

В целом сценарий использования этого мини-комбайна прост: заряжаем, подключаем к источнику цифры, умеющему отдавать её по USB (в роли последнего могут выступать, например, iPhone, Android-смартфоны или Shanling M1/Hidizs AP60), наслаждаемся результатом. Время работы на одном заряде аккумулятора составило у меня 7 часов 20 минут (в роли нагрузки традиционно выступили MEEAudio Pinnacle P1, gain низкий).

Чуть усложняется ситуация при использовании устройства с компьютером. Так как заряжается и подключается к PC оно с разных сторон, вам понадобится второй кабель и зарядное устройство для «подкармливания» батареи.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование.

Устройства от CEntrance — это тот случай, когда не приходится делать вступления с объяснениями в стиле «ну вы понимаете, за эту цену…» или там «для устройства подобных размеров…». DACPortable не нуждается в подобной патетике, это суровое устройство для тех, кто ценит звук, и именно звука в нём больше всего.


Устройства CEntrance давно заслужили прозвище «кабель с усилением», не так, а в том смысле, что «комбайны» компании не добавляют ничего от себя. В общем, этот не стал исключением. Уже предыдущая модель DACPortHD могла считаться практически нейтральной, но DACPotrable делает ещё мелкий шажок в эту сторону. Если вы отключите темброблок, вы получите музыку без малейших попыток её как-то приукрашивать. Это одновременно и достоинство, и недостаток этого устройства. Ведь кто же откажется услышать всё, «как есть», но далеко не все готовы отказаться от привычных «украшений» звука. Да и далеко не все записи готовы предстать перед слушателем в неукрашенном виде.

Бас у этого малыша - быстрый, хлёсткий и чуть суховатый, он заходит достаточно глубоко, хотя и не запредельно. Очень хорошо DACportable удаётся передача текстур на НЧ и разделение инструментов, но из-за чуть суховатой подачи тем, кто привык к массивному и медленному басу, может не хватить «веса». К счастью, это неплохо корректируется с помощью переключателя усиления НЧ, хотя, на мой вкус, НЧ в этом варианте теряют свою приятную поджарость.

Средние частоты - нейтральные, детальные и очень разборчивые. Устройство ничего не добавляет от себя, поэтому тем, кто любит «добавленные» эмоции, этот ЦАП не подойдёт, он, вполне вероятно, потребует пересмотра вашей медиабиблиотеки. Качественно записанные треки звучат с ним очень и очень хорошо, а вот те, где исполнители и звукотехники схалтурили, явно показывают свою пустую сущность. При этом DACPortable избегает и другой крайности - холодной резкости устройств с мониторно-отстранённой подачей. В общем, оптимальный выбор для ценителей качественных записей и «высоких жанров», эти самые записи предусматривающих. Воображаемая сцена чуть меньше «идеальной» по ширине, но весьма близка к ней, глубина также проработана близко к оптимуму. Инструменты размещены на нормальном расстоянии, их характер и размеры передаются достоверно. С хорошими наушниками возникает очень естественный эффект присутствия.

Верхние частоты… даже не знаю, что про них писать, они тоже не приукрашенные, с хорошими атаками, чуть ускоренными (но не критично) затуханиями и отличной разборчивостью. Если вам захочется, вы можете немного добавить «воздушности» с помощью переключателя ВЧ, но «верха» добавляются весьма аккуратно, без излишней резкости. К сибилянтам этот кроха критичен, от себя он их не добавит, но если в треке они есть - вытащит «на белый свет» и тщательно продемонстрирует.

Что касается сравнений, то, пожалуй, сравнить его я могу только с другими устройствами от CEntrance. DAPortable обладает более глубоким басом чем и капельку лучше контролирует ВЧ. Также для меня он шире строит воображаемую сцену. По сравнению с Mini-M8, «портабл» слегка проигрывает в разрешении, но также немного глубже по НЧ. Ну а «большой» HiFi-M8 - звучит немного грубей и резче, с чуть меньшим разрешением, но большей эмоциональностью.

Совместимость

Так как в DACPortable предусмотрен переключатель коэффициента усиления, он весьма хорошо работает с любой нагрузкой, от чувствительных IEM до полноразмерных изодинам. Конечно, самым тугим или самым чувствительным моделям он всё-таки не подойдёт, но большинство нормальных наушников ему «по зубам».

Из-за техничного характера звука «портабл» особенно хорош на качественных записях голоса с небольшим количеством инструментов, но и остальные жанры он играет с завидной техничностью. К качеству треков он весьма придирчив, из-за присущей ему «беспощадности к врагам Рейха». По 10-балльной шкале «чувствительности к качеству записи» он заслуживает не менее 8 балов.


Конечно же, несколько треков для примера

Roger Waters - Three Wishes . Для тех, кто скучает по духу «того самого Pink Floyd», предназначен этот трек. Как-то парадоксально, что в сольной работе Уотерс звучит иногда более по-гилморовски, чем сам Гилмор. Пожалуй, не буду скатываться в сравнение двух великих музыкантов (хотя и имею на этот счёт мнение), просто советую данный трек с переиздания 2015 года на хорошем тракте вроде DACPortable. Наслаждение гарантировано.

Frank Sinatra - Fly me to the Moon . Вы же помните, я говорил, что DACPortable хорош с качественно записанным вокалом, а кто может быть лучшим примером, чем Френк? Главное в упоении этим треком - найти хорошо отреставрированную запись, но в наш век Интернета это вряд ли составит проблему. Техничные СЧ героя нашего сегодняшнего обзора позволят насладиться мельчайшими нюансами этой песни всех времён.

Alan Taylor - Wheel of Fortune . Удивительное сочетание простой музыки и очень техничной записи дают отменный эффект. Низкий мужской голос, глубокий фоновый бас, легкие переборы гитары, шуршание перкуссии - даже у тех, с чьими ушами совершило безобразие стадо слонов, мурашки размером с этих самых слонов гарантированы. Ну а DACPortable в данном случае выступит погонщиком слонов.

Выводы

Почему-то после знакомства с DACPortable в памяти всплывает нетленное «Le Chevalier suns peur et sans reproche», то есть «Рыцарь без страха и упрёка» - устройство без «отсебятины», не критичное к нагрузке, играющее почти со всем, что подключит пользователь. Конечно, тут есть некоторые вопросы по эргономике, но ради такого звука ему можно очень многое простить, всё равно аналоги мира плееров стоят минимум раза в 2 дороже.

Случилось так, что мой верный Muse X5 сломался. Разъём mini-USB отвалился. Попробовал припаять, но с моими кривыми руками так ничего и не получилось. Вот и настало время задуматься о чём-то новом. Ибо, даже после скромного PCM2704, слушать интегрированный в мой компьютер звук стало решительно неприятно. «Аудиофилию головного мозга», как известно, можно только остановить. Вылечить невозможно. Останавливаться на Muse X5 мне не хотелось. Тем более, что довелось послушать FiiO E10K в паре с наушниками Sony MDR-7509 и я понял каким бывает звук. На такой комплект я замахнуться не решился. У имеющегося у меня WiFi приёмника аудио на ЦАП-е Wolfson WM8918G звук также оказался намного лучше чем у X5. Но, его слушать неудобно в портативном режиме. Поэтому, начал подбирать что-нибудь маленькое. Желательно с поддержкой OTG, чтобы можно было использовать и дома и на работе и в пути. Ограничил себя бюджетом в $50.

В ходе поисков первым делом наткнулся на изделия фирмы S.M.S.L. Модель S.M.S.L. IDEA на ЦАП-е SABRE9018Q2C не подходила по бюджету ($85.99). Кроме того, на форумах писали, что есть проблемы с работой по OTG на смартфонах. Модель S.M.S.L. X4 по деньгам подошла ($41.99). Да ещё и оказалась собрана на ЦАП-е от Wolfson. Со звуком от этого производителя я знаком (кроме wifi аудио приёмника, у меня ещё есть микрокомпьютер LinkIt Smart 7688 со звуковухой на WM8960G) и мне этот звук нравится.

Совсем уж было собрался заказывать, но увидел пост на одном англоязычном форуме о том, что некая фирма Sabaj выпускает полный клон S.M.S.L. X4 под названием Sabaj Da1. Ровно на 12 долларов дешевле ($29.99). Я не смог устоять.

Дополнительная информация

Примечательно, что фирма Sabaj также выпускает под своим брендом и клон S.M.S.L. IDEA, по цене $69.99. С названием заморачиваться не стали - Sabaj Da2. Кроме того, существует ещё модель Sabaj Da3 ($99.99). С балансным выходом и экранчиком, который показывает режимы. У S.M.S.L. я аналогов Da3 не нашел.


Посылка шла в Кишинёв 16 дней почтой Швейцарии. Доставка бесплатная. Упаковано очень хорошо.


Загнутая колбаса - это просто скрученный валик из пенки. Для уплотнения. Чтоб не болтался основной груз.


Под двумя слоями пенки - коробочка с собственно ЦАП-ом и аксессуарами. Если присмотреться, то можно увидеть, что надпись Da1 наклеена поверх Da2, для которой предназначалась коробочка.


В коробочке - краткая трёхстраничная инструкция на английском и китайском, два коротких (по 20 см) кабеля
(USB-microUSB и microUSB-microUSB) и сам герой обзора.


Скан инструкции:


Кабели качественные, гибкие. Без маркировки бренда. На ощупь - как резина или софт-тач. В разъёмы входят с некоторым усилием. Не болтаются.


А вот и наш красавчик:








В руках выглядит совсем маленьким:


Строго говоря, внешне Da1 клоном X4 не является. У первого - рёбра острые и на концах корпус расширяется. В то время как у второго - ребра скошены вдоль корпуса и никаких расширений нет. Корпус полностью металлический. Пишут, что алюминий. Покрашен в чёрный цвет. Других вариантов цветов нет (у X4 три цвета на выбор). Поверхность матовая. На обратной стороне - четыре малюсеньких винтика со шлицом в виде пятиконечной звезды. Разобрать пока нечем, но те кому это удалось утверждают, что начинка ничем не отличатся от той, что у более благородного брата. Одна и та же плата и состав чипов. А именно:
  • USB: TAS1020B от TI
  • DAC: WM8524G от Wolfson
  • MCU: MR690PA
  • AMP: BSG Ti5CI (да-да, там отдельный усилитель)
  • EEPROM: 4L64I
Характеристики с сайта производителя:
  • OTG: supports some mobile phones
  • Input: Micro USB
  • Output: 3.5mm headphone jack
  • Color: black
  • Supports headphone impedance range: 16-300 Ohm
  • Dynamic Range: 103dB
  • SNR: 96dB
  • USB program: TAS1020B
  • Sampling rate: 44.1/48/88.2/96 (kHz)
  • Bit depth: 24bit
  • TGD + N: 0.008%
  • Output power: 32 Ohm: 80mW(THD=0.1%) 64 Ohm: 48mW(THD=0.1%)
  • Size: L54xW17xH6 (mm)
  • Power consumption: 0.1W
  • Weight: 8.6g
  • Accessories: USB to Micro cable, Micro to Micro cable
Измерять в этом ЦАП-е особо нечего. Или, вернее будет сказать, нечем. Демонстрировать фотографиями свои умения пользоваться линейкой и весами не буду. Скажу лишь, что линейные размеры и вес соответствуют заявленным. Потребляемый ток на максимальной громкости и в «спокойном» состоянии:

При работе корпус Sabaj Da1 слегка греется. По ощущениям, где-то 35-40°C.
Синий светодиод горит постоянно при подключении к USB. При изменении громкости кнопками на корпусе одиночными нажатиями индикатор гаснет на секунду. Если удерживать кнопку, индикатор начинает быстро моргать. Гаснет на каждом шаге. Всего я насчитал 25 ступеней громкости от минимума до максимума. Кнопки работают чётко.

При подключении к компьютеру или смартфону, Sabaj Da1 практически мгновенно становится основной звуковой картой. Запас громкости очень большой. Звук можно регулировать как из приложений, так и кнопками на ЦАП-е. В смартфоне звук есть во всех приложениях, отрабатываются все системные звуки. К сожалению, при телефонных звонках звук разговора через ЦАП не воспроизводится, работает встроенный в телефон разговорный динамик. Возможно, существуют какие-нибудь программные решения для этой проблемы, но я пока не находил вариантов. Для меня это и не проблема вовсе.

У меня довольно большая коллекция музыки (примерно 24 Gb). Слушаю в основном jazz, ethnic, easy listening, country, funk, instrumental, latin, pop 50"-70", reggae, rockabilly, soul, surf, klezmer и многочисленные каверы и мэшапы из них. Альбомов не держу. Отбираю музыку по принципу: нравится композиция - в коллекцию, не нравится - в корзину. Вся отобранная музыка в одной папке. Слушаю или в режиме «радио» (shufle на всю папку + кнопка NEXT) или составляю плейлисты. Кроме того, стараюсь прописывать теги и встраивать обложку диска в каждый файл, по возможности. Примерно половина всей коллекции хранится в lossless форматах. Остальное в mp3 256-320 kbps. При наличии свободного времени произвожу апгрейд файлов до lossless. К Hi Res Audio отношусь с уважением, но прагматично. В большинстве случаев, для прослушивания музыки мне отлично подходит 16-bit 44.1kHz lossless. В разницу между 192 и 96 kHz не верю. Во всяком случае - не доводилось услышать. Поэтому и ограничился выбором Da1. Серьёзными наушниками похвастаться не могу. Есть в наличии Koss KS75, AKG K 24P, Audio-Tehnica EQ500, Sennheiser HD 228 и, неожиданно хорошо зазвучавшие после переделки, A4tech HS-200. Кроме того, специально одалживал у приятеля Sony MDR-7509 на послушать.

Немного о звуке. Немного, потому что довольно сложно описывать звук словами. Что вам сказать… Во всех наушниках музыка заиграла совершенно новыми красками. Лично для меня - невероятный прорыв в звуке. Я очень впечатлён. Захотелось переслушать всё, что у меня есть. От прослушивания совсем не устаёшь. Хочется ещё и ещё. Погружение в музыку полное. Лучше всего звучат, конечно, Sony, что вполне ожидаемо. Koss и AKG также отыграли прекрасно. Остальные наушники несколько воспряли духом, но оказались на порядок или два ниже классом источника звука. В Sony разницу между стандартом и хайрезом слышу отчетливо. Гораздо больше деталей и более полное погружение. Даже не знаю что ещё написать.

Sabaj Da1 к покупке однозначно рекомендую. Особенно, за такую цену. Думаю, что многим он подойдёт в качестве первого внешнего ЦАП-а или в качестве второго, портативного, в комплект к смартфону. Если есть вопросы или замечания - милости прошу в комментарии.
Спасибо за внимание.

Планирую купить +18 Добавить в избранное Обзор понравился +31 +52

Похожие публикации