Телевизоры. Приставки. Проекторы и аксессуары. Технологии. Цифровое ТВ

Готовимся к собеседованию по PHP: ключевое слово «static. Почему некоторые PHP-разработчики предпочитают статические API? Для чего нужны статические методы php

Mar 23, 2010 dec5e

В PHP 5.3 появилась такая интересная возможность, как позднее статическое связывание (late static binding). Дальше немного вольный перевод описания из официального мануала .

Начиная с PHP 5.3.0 в языке реализована возможность, называемая поздним статическим связыванием, которая может использоваться для ссылки на вызываемый класс в контексте статического наследования.

Эту возможность назвали «позднее статическое связывание». «Позднее связывание» говорит о том, что static:: будет разрешаться не относительно класса, где определен метод, но будет вычисляться во время выполнения. «Статическое связывание» означает, что оно может быть использовано в вызовах статических методов (но не ограничивается только ими).

Ограничения self::

Пример № 1: использование self::

Пример выведет:

Использование позднего статического связывания

Позднее статическое связывание пытается решить это ограничение, вводя ключевое слово, ссылающееся на класс, первоначально вызванный в процессе выполнения. То есть, ключевое слово, которое позволит сослаться на B из test() в предыдущем примере. Было решено не вводить новое слово, а использовать уже зарезервированное static .

Пример № 2: простое использование static::

Пример выведет:

Замечание: static:: не работает как $this для статических методов! $this-> следует правилам наследования, а static:: нет. Это различие уточняется ниже.

Пример № 3: использование static:: в нестатическом контексте

Пример выведет:

Замечание: Позднее статическое связывание останавливает процесс разрешения вызова. Статические вызовы с использованием ключевых слов parent:: или self:: передают информацию о вызове дальше.

Пример № 4: Передача и непередача вызовов

Пример выведет

Крайние случаи

Существует множество различных способов вызвать метод в PHP, такие как коллбэки или магически методы. Поскольку позднее статическое связывание разрешается во время выполнения, это может привести к неожиданным результатам в так называемых крайних случаях.

Пример № 5 Позднее статическое связывание в магических методах

В PHP есть возможность определить метод как статический. Статический метод не имеет доступа к свойствам объекта. Такие методы могут быть вызваны только в контексте класса, но не в контексте объекта.

Самое важно что нужно понять - статические свойства и методы пренадлежат классам, а не объектам.

На примере станет сразу понятно. Давайте создадим обект Math (сокращённое названием математики в английском).

Статические методы PHP

Этот класс предоставляет инструменты для работы с математическими функциями без необходимости создания объекта. В классе есть конструктор, который увеличивает статическое свойство $count на единицу. Класс запоминает значение этого свойства, так как оно статическое.

Кстати, для объявления метода или свойства статическим используется слово static , а для доступа к статическому свойству используется слово self с двойным двоеточием " :: ".

Всё это лучше понять в сравнении, особенно в сравнении рабочего примера с ошибочным. Давайте немного расширим наш пример.

Статические методы PHP

В этом примере мы добавили классу обычное свойство $counter , оно также увеличивалось на единицу в конструкторе. Но обычное свойство принадлежит объекту, поэтому оно не сохраняется между вызовами объектов. При любом создании экземпляра класса (объекта) свойство будет равно нолю, в конструкторе оно будет увеличено на единицу.

Статическое свойство принадлежит классу, поэтому его значение сохраняется.

Ниже ещё несколько примеров, которые раскрывают работу статических свойств и методов.

Попытка использовать в статическом методе переменную $this приведёт к ошибке (Fatal error: Using $this when not in object context).

Статические методы PHP

Если в этом примере убрать слово static перед именем свойства, то возникнет ошибка "Access to undeclared static property".

Статические свойства отсутствуют в объектах класса.

Статические методы PHP

Статический метод можно вызвать используя конструкцию self::метод() . Пример:

Статические методы PHP

Статическое свойство можно получить в контексте класса используя синтаксис:

echo TestClass::$age;

Причём попытка обращения к обычному свойству таким образом приведёт к ошибке: "Fatal error: Access to undeclared static property".

Статическое свойство можно менять в контексте класса используя синтаксис:

TestClass::$age += 20; // например

Ещё пример кода со статическими методами и свойствами

В этом примере ещё простые варианты использования статических методов и свойств. Чем больше простого кода вы поймёте, тем лучше запомните материал.

Статические методы PHP

Обратите внимание, и это важно, в этом примере мы обратились к нестатическому методу sayHi() используя синтаксис обращения к статическим элементам класса.

Резюме
  • Главное: статические свойства принадлежат классам, а не объектам.
  • Из статического метода нельзя обратиться к обычным свойствам и методам класса, $this->name не работает тут.
  • Из статического метода можно обратиться к статическим свойствам используя self::$name .
  • Статические свойства класса не доступны объектам.
  • Обычный метод может обратиться к статическому свойству используя self::$name .
  • Статическое свойство можно получить в контексте класса использую синтаксис: TestClass::$age .
  • Обычный метод можно вызвать в контексте и объекта ($object->метод()), и класса используя синтаксис TestClass::метод() .
  • При помощи синтаксиса $object::$age у меня получилось получить доступ к статическому свойству через объект.
Параллели с JavaScript

В JavaScript есть такой класс Math, содержащий очень много различных математических функций.

Для проведения математических вычислений (расчёт синуса или экспоненты) в JavaScript не нужно создавать обект класса Math, так как его методы являются статическими. До изучения PHP я никак не мог понять что это такое, и только изучив классы и объекты в PHP у меня в голове всё встало на свои полочки.

На самом деле это очень удобно, иметь прямой доступ к математическим методам класса Math, избегая создания объекта.

(Late Static Binding, LSB) является бурно темой обсуждений последние три года в кругах разработчиков PHP (и наконец мы его получили в PHP 5.3). Но зачем оно нужно? В данной статье, как раз и будет рассматриваться, как позднее статическое связывание может значительно упростить ваш код.

На встрече разработчиков PHP, которая проходила в Париже в ноябре 2005 года, тема позднего статического связывания официально обсуждалась основной командой разработчиков. Они согласились реализовать его, наряду со многими другими темами, которые стояли на повестке дня. Детали должны были быть согласованы в ходе открытых дискуссий.

С тех пор как позднее статическое связывание было объявлено как грядущая фишка, прошло два года. И вот наконец LSB стало доступно для использования в PHP 5.3. Но это событие прошло незаметно для разработчиков использующих PHP, из заметок только страничка в мануале .

Если кратко, новая функциональность позднего статического связывания, позволяет объектам все также наследовать методы у родительских классов, но помимо этого дает возможность унаследованным методам иметь доступ к статическим константам, методам и свойствам класса потомка, а не только родительского класса. Давайте рассмотрим пример:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

class Beer {
const NAME = "Beer!" ;

return self :: NAME ;
}
}
class Ale extends Beer {
const NAME = "Ale!" ;
}

$beerDrink = new Beer;
$aleDrink = new Ale;

echo "Beer is: " . $beerDrink -> getName () . "\n " ;
echo "Ale is: " . $aleDrink -> getName () . "\n " ;

Этот код выдаст такой результат:

Beer is: Beer!

Ale is: Beer!

Класс Ale унаследовал метод getName() , но при этом self все еще указывает на класс в котором оно используется (в данном случае это класс Beer ). Это осталось и в PHP 5.3, но добавилось слово static . И снова рассмотрим пример:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

class Beer {
const NAME = "Beer!" ;
public function getName() {
return self :: NAME ;
}
public function getStaticName() {
return static:: NAME ;
}
}

class Ale extends Beer {
const NAME = "Ale!" ;
}

$beerDrink = new Beer;

$aleDrink = new Ale;

echo "Beer is: " . $beerDrink -> getName () . "\n " ;
echo "Ale is: " . $aleDrink -> getName () . "\n " ;

echo "Beer is actually: " . $beerDrink -> getStaticName () . "\n " ;
echo "Ale is actually: " . $aleDrink -> getStaticName () . "\n " ;

Новое ключевое слово static указывает, что необходимо использовать константу унаследованного класса, вместо константы которая была определена в классе где объявлен метод getStaticName() . Слово static было добавлено, чтобы реализовать новый функционал, а для обратной совместимости self работает также как и в предыдущих версиях PHP.

Внутренне, основное отличие (и, собственно, причина почему связывание назвали поздним) между этими двумя способами доступа, в том, что PHP определят значение для self::NAME во время «компиляции» (когда симовлы PHP преобразуются в машинный код, который будет обрабатываться движком Zend), а для static::NAME значение будет определено в момент запуска (в тот момент, когда машинный код будет выполнятся в движке Zend).

Это еще один инструмент для PHP-разработчиков. Во второй части рассмотрим как его можно использовать во благо.

Reg.ru: домены и хостинг

Крупнейший регистратор и хостинг-провайдер в России.

Более 2 миллионов доменных имен на обслуживании.

Продвижение, почта для домена, решения для бизнеса.

Более 700 тыс. клиентов по всему миру уже сделали свой выбор.

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Назад Вперед

Статические методы и свойства в PHP

В предыдущих материалах мы освоили основные возможности объектно-ориентированного программирования в PHP и сейчас переходим к изучению более сложных и интересных аспектов.

До этого мы всегда работали с объектами. Мы охарактеризовали классы как шаблоны, с помощью которых создаются объекты, а объекты - как активные компоненты, методы которых мы вызываем и к свойствам которых получаем доступ.

Отсюда следовал вывод, что что в объектно-ориентированном программировании реальная работа выполняется с помощью экземпляров классов. А классы в конечном счете - это просто шаблоны для создания объектов.

Но на самом деле не все так просто. Мы можем получать доступ и к методам, и к свойствам в контексте класса, а не объекта. Такие методы и свойства называются "статическими" и должны быть объявлены с помощью ключевого слова static .

Class StaticExample { static public $aNum = 0; static public function sayHello() { print "Привет!"; } }

Статические методы - это функции, используемые в контексте класса. Они сами не могут получать доступ ни к каким обычным свойствам класса, потому что такие свойства принадлежат объектам.

Однако из статических методов, как вы уже наверное догадались, можно обращаться к статическим свойствам. И если вы измените статическое свойство, то все экземпляры этого класса смогут получить доступ к новому значению.

Поскольку доступ к статическому элементу осуществляется через класс, а не через экземпляр объекта, нам не нужна переменная, которая ссылается на объект. Вместо этого используется имя класса, после которого указывается два двоеточия "::".

Print StaticExample::$aNum; StaticExample::sayHello();

С этим синтаксисом вы уже должны быть знакомы по основам ООП в PHP. Мы использовали конструкцию "::" в сочетании с ключевым словом parent для того, чтобы получить доступ к переопределенному методу родительского класса.

Сейчас, как и тогда, мы обращаемся к классу, а не к данным, содержащимся в объекте. В коде класса можно использовать ключевое слово parent для того, чтобы получить доступ к суперклассу, не используя имя класса.

Чтобы получить доступ к статическому методу или свойству из того же самого класса (а не из дочернего класса), мы будем использовать ключевое слово self .

Ключевое слово self используется для обращения к текущему классу, а псевдопеременная $this - к текущему объекту. Поэтому из-за пределов класса StaticExample мы обращаемся к свойству $aNum с помощью имени его класса.

StaticExample::$aNum;

А внутри класса StaticExample можно использовать ключевое слово self .

Class StaticExample { static public $aNum = 0; static public function sayHello() { self::$aNum++; print "Привет! (" . self::$aNum . ")\n"; } }

Обратите внимание: кроме случаев обращения к переопределенному методу родительского класса, конструкция "::" должна всегда использоваться только для доступа к статическим методам или свойствам.

По определению статические методы не вызываются в контексте объекта. По этой причине статические методы и свойства часто называют переменными и свойствами класса. Как следствие, нельзя использовать псевдопеременную $this внутри статического метода.

А зачем вообще использовать статический метод или свойство?

Вот мы и дошли до самого важного вопроса. Дело в том, что у статических элементов есть ряд полезных характеристик.

Во-первых , они доступны из любой точки сценария (при условии, что у вас есть доступ к классу). Это означает, что вы можете обращаться к функциям не передавая экземпляр класса от одного объекта другому или, что еще хуже, сохраняя экземпляр объекта в глобальной переменной.

Во-вторых , статическое свойство доступно каждому экземпляру объекта этого класса. Поэтому можно определить значения, которые должны быть доступны всем объектам данного типа.

И, наконец, в-третьих , сам факт, что не нужно иметь экземпляр класса для доступа к его статическому свойству или методу, позволит избежать создания экземпляров объектов исключительно ради вызова простой функции.

Чтобы продемонстрировать это, давайте создадим статический метод для класса ShopProduct , который будет автоматически создавать экземпляры объектов ShopProduct . C помощью SQLite определим таблицу products следующим образом:

CREATE TABLE products (id INTEGER PRIMARY KEY AUTOINCREMENT, type TEXT, firstname TEXT, mainname TEXT, title TEXT, price float, numpages int, playlength int, discount int)

Теперь создадим метод getInstance() , которому передается идентификатор строки и объект типа PDO. Они будут использоваться для извлечения строки из таблицы базы данных, на основании которой затем формируется объект типа ShopProduct , возвращаемый в вызывающую программу.

Мы можем добавить эти методы к классу ShopProduct , который был создан нам в более ранних материалах. Как вы, наверное, знаете, PDO расшифровывается как PHP Data Object (объекты данных PHP). Класс PDO обеспечивает универсальный интерфейс для различных приложений баз данных.

// Класс ShopProduct private $id = 0; public function setID($id) { $this->id = $id; } // ... public static function getInstance($id, PDO $pdo) { $stmt = $pdo->prepare("select * from products where id=?"); $result = $stmt->execute(array($id)); $row = $stmt->fetch(); if (empty($row)) { return null; } if ($row["type"] == "book") { $product = new BookProduct($row["title"], $row["firstname"], $row["mainname"], $row["price"], $row["numpages"]); } else if ($row["type"] == "cd") { $product = new CdProduct($row["title"], $row["firstname"], $row["mainname"], $row["price"], $row["playlength"]); } else { $product = new ShopProduct($row["title"], $row["firstname"], $row["mainname"], $row["price"]); } $product->setId($row["id"]); $product->setDiscount($row["discount"]); return $product; } // ...

Как видите, метод getInstance() возвращает объект типа ShopProduct , причем он достаточно "умен" для того, чтобы на основании значения поля type создавать объект с нужными характеристиками.

Я специально опустил код обработки ошибок, чтобы пример был по возможности лаконичным. Например, в реально работающей версии этого кода нам нельзя быть слишком доверчивыми и предполагать, что переданный PDO-объект был корректно проинициализирован и подключен к требуемой базе данных.

На самом деле нам, вероятно, следует заключить PDO-объект в класс, который гарантирует такое поведение. К этому вопросу мы еще вернемся в одном из будущих материалов.

Метод getInstance() более полезен в контексте класса, чем в контексте объекта. Он позволяет легко преобразовать данные, находящиеся в базе данных, в объект, причем для этого нам не нужно иметь отдельный экземпляр объекта типа ShopProduct .

В этом методе не используются никакие методы или свойства, требующие отдельного экземпляра объекта, поэтому нет никакой причины, чтобы не объявить его статическим. Тогда, имея корректный PDO-объект, мы можем вызвать данный метод из любого места приложения.

$dsn = "sqlite://home/bob/projects/products.db"; $pdo = new PDO ($dsn, null, null); $pdo->setAttribute(PDO::ATTR_ERRMODE, PDO::ERRMODE_EXCEPTION); $obj = ShopProduct::getInstance(1, $pdo);

Подобные методы работают как "фабрики", поскольку они берут "сырые" материалы (например, данные, полученные из строки базы данных или файла конфигурации) и используют их для создания объектов.

Термин "фабрика" относится к коду, предназначенному для создания экземпляров объектов. С примерами подобных "фабрик" мы еще встретимся с вами дальше.


Постоянные свойства

Некоторые свойства не должны изменяться. Например, такие элементы, как коды ошибок или коды состояния программы, задаются обычно вручную в классах. Хотя они должны быть общедоступными и статическими, клиентский код не должен иметь возможность изменять их.

Для этого можно определить постоянные свойства внутри класса. Как и глобальные константы, константы класса нельзя изменять после того, как они были определены. Постоянное свойство объявляют с помощью ключевого слова const .

В отличие от обычных свойств, перед именем постоянного свойства не ставится знак доллара. По принятому соглашению им часто назначают имена, состоящие только из прописных букв, как в следующем примере:

Class ShopProduct { const AVAILABLE = 0; const OUT_OF_STOCK = 1; // ...

Постоянные свойства могут содержать только значения, относящиеся к элементарному типу. Константе нельзя присвоить объект.

Как и к статическим свойствам, доступ к постоянным свойствам осуществляется через класс, а не через экземпляр объекта. Подобно тому как константа определяется без знака доллара, при обращении к ней также не требуется использовать никакой символ впереди.

Print ShopProduct::AVAILABLE;

Попытка присвоить константе значение после того, как она была объявлена, приведет к ошибке на этапе синтаксического анализа..

Константы следует использовать, когда свойство должно быть доступным для всех экземпляров класса и когда значение свойства должно быть фиксированным и неизменным.

На этом данную статью я завершаю, а в следующей речь пойдет про .

Понравился материал и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями и коллегами!


Очень важной особенностью ООП является наличие статических свойств и методов . Главное, что необходимо сразу понять, что такие свойства и методы принадлежат не объекту, а классу . Это нужно понять с самого начала, а вот применение статических свойств и методов в PHP я рассмотрю в этой статье.

Самый классический пример - это класс, отвечающий за математические функции. Если кто-то знает Java , то он знает, что там имеется класс Math (в JavaScript такой класс тоже есть), содержащий множество математических функций. И там методы являются статическими. Это означает, что для того, чтобы посчитать какой-нибудь синус или экспоненту, не нужно создавать объект данного класса, что очень удобно.

Давайте мы с Вами напишем уменьшенную копию данного класса, но только для PHP:

В данном коде я показал использование статических методов и свойств . Обратите внимание, что я реализовал классический способ счётчика объектов. Это получилось лишь благодаря тому, что поле count является статическим, и оно имеет одно и то же значение для всех объектов.

Ещё один популярный пример использования статических методов и свойств - это ведение лога. Все записи добавляются через статические методы. Также очень часто делают класс, состоящий из множества настроек, и там также все поля являются статическими. Как видите, примеров использования статических методов и свойств в PHP и других языках более, чем достаточно, поэтому уметь с ними работать надо обязательно.



Похожие публикации