Телевизоры. Приставки. Проекторы и аксессуары. Технологии. Цифровое ТВ

Что такое блоки растеризации в карте. Количество вычислительных (шейдерных) блоков или процессоров

Автоматизация учета банковских операций и ее реализация в программе "1С Бухгалтерия"

Если всю деятельность компании можно разделить на бизнес процессы, то и процессы можно разделить на более мелкие составляющие. В методологии построения бизнес процессов это называется декомпозицией...

Внутренние и периферийные устройства ПК

Изучение дискретной модели популяции при помощи программы Model Vision Studium

Основным « строительным элементом » описания в MVS является блок. Блок - это некоторый активный объект, функционирующий параллельно и независимо от других объектов непрерывном времени. Блок является ориентированным блоком...

Использование LMS Moodle в учебном процессе

Для любого курса обязательно наличие центральной области. Левой и правой колонки с блоками может не быть. Но различные блоки, входящие в состав системы управления обучением Moodle, увеличивают функциональность...

Исследование возможностей преподавателя в системе дистанционного обучения Moodle

Для добавления новых ресурсов, элементов, блоков или редактирования имеющихся в вашем курсе нажмите кнопку Редактировать, расположенную в блоке управления. Общий вид окна курса в режиме редактирования представлен на рисунке 2.5: Рисунок 2...

Моделирование при разработке программного обеспечения

Словарь языка UML включает три вида строительных блоков: сущности; отношения; диаграммы. Сущности - это абстракции, являющиеся основными элементами модели...

Моделирование работы в библиотеке

Операторы - блоки формируют логику модели. В GPSS/PC имеется около 50 различных видов блоков, каждый из которых выполняет свою конкретную функцию. За каждым из таких блоков стоит соответствующая подпрограмма транслятора...

Основные возможности CSS3

Можно оригинально оформить текст с помощью разнообразных разговорных блоков, которые, опять таки, сделаны на основе CSS3 технологий. (Рис 5.) Рис 5...

Основные возможности CSS3

Эффект полупрозрачности элемента хорошо заметен на фоновом рисунке и получил распространении в разных операционных системах, потому что смотрится стильно и красиво...

Подготовка текстового документа в соответствии с СТП 01-01

Блоки (платы) расширения или карты (Card), как их иногда называют, могут использоваться для обслуживания устройств, подключаемых к IBM PC. Они могут использоваться для подключения дополнительных устройств (адаптеров дисплея, контроллера дисков и т.п.)...

Поломка и ремонт видеокарты

Эти блоки работают совместно с шейдерными процессорами всех указанных типов, ими осуществляется выборка и фильтрация текстурных данных, необходимых для построения сцены...

Программа регистрации процесса производства для автоматизированной системы управления предприятием электронной промышленности

Различают 11 типов блоков, из которых может быть изготовлена конкретная MES система для того или иного производства...

Разработка программного комплекса расчета компенсаций по капитальному ремонту

На самом низшем уровне гранулярности данные базы данных Oracle хранятся в блоках данных. Один блок данных соответствует определенному числу байтов физического пространства на диске...

Розробка апаратно-програмного забезпечення системи управління транспортними платформами в Simatic Step-7

Системні блоки є компонентами операційної системи. Вони можуть містити програми (системні функції, SFC) або дані (системні блоки даних, SDB). Системні блоки надають доступ до важливих системних функцій...

Устройства, входящие в состав ЭВМ

Блоки (платы) расширения или карты (Card), как их иногда называют, могут использоваться для обслуживания устройств, подключаемых к IBM PC. Они могут использоваться для подключения дополнительных устройств (адаптеров дисплея, контроллера дисков и т.п.)...

На нашем форуме ежедневно десятки человек просят консультации по вопросам модернизации своих , в чем мы охотно им помогаем. Каждый день «оценивая сборку» и проверяя выбранные нашими клиентами компоненты на совместимость, мы стали замечать, что внимание пользователи уделяют в основном , и другим, бесспорно, важным комплектующим. И редко кто вспоминает, что при апгрейде компьютера нужно обязательно обновить не менее важную деталь – . И сегодня мы расскажем и покажем, почему об этом не стоит забывать.

«…Хочу прокачать комп штоб все летало, купил проц i7-3970X и мамку ASRock X79 Extreme6, плюс видяху RADEON HD 7990 6Гб. Что еще нан????777»
- примерно так начинаются около половины всех сообщений, касающихся обновления стационарного компьютера. Исходя из своего или семейного бюджета, пользователи стараются выбрать самый , самую и самые шустрые и красивые модули памяти. При этом, наивно полагая, что их старенький на 450Вт справится и с прожорливой видеокартой, и с «горячим» процессором во время разгона одновременно.

Мы, со своей стороны, уже ни раз писали о важности блока питания – но, каемся, наверное, это было недостаточно наглядно. Поэтому сегодня мы исправились, и подготовили для вас памятку о том, что будет, если при апгрейде вашего ПК вы забудете о - с картинками и подробными описаниями.

Итак, мы решили обновить конфигурацию…


Для нашего эксперимента мы решили взять абсолютно новый среднестатистический компьютер, и обновить его до уровня «игровая машина». Конфигурацию сильно менять не придется – достаточно будет поменять , память и видеокарту, чтобы у нас появилась возможность поиграть в более-менее современные игры при достойных настройках детализации. Изначальная конфигурация нашего компьютера такова:

Блок питания: ATX 12V мощностью 400 Вт

Понятно, что для игр такая конфигурация, мягко говоря, слабовата. Значит, пришло время что-то менять! Начнем мы с того же, с чего начинает большинство жаждущих «апгрейда» - с . Материнскую плату мы менять не будем – пока нас она устраивает.

Так как материнскую плату мы решили не трогать, то подберем совместимый с сокетом FM2 (благо, для этого на сайте НИКСа есть специальная кнопка на странице описания материнской платы). Не будем жадничать – возьмем доступный, но быстрый и мощный процессор с частотой 4.1 ГГц (до 4.4 ГГц в режиме Turbo СORE) и разблокированным множителем – мы тоже любим «поразгонять» , ничто человеческое нам не чуждо. Вот характеристики выбранного нами процессора:

Характеристики
Частота шины CPU 5000 МГц Рассеиваемая мощность 100 Вт Частота работы процессора 4.1 ГГц или до 4.4 ГГц в режиме Turbo СORE Ядро Richland Кэш L1 96 Кб x2 Кэш L2 2048 Кб x2, работает на частоте процессора Поддержка 64 бит Да Количество ядер 4 Умножение 41, незаблокированный множитель Видеоядро процессора AMD Radeon HD 8670D с частотой 844 МГц; поддержка Shader Model 5 Max объем оперативной памяти 64 Гб Макс. кол-во подключаемых мониторов 3 с прямым подключением или до 4 мониторов при использовании DisplayPort разветвителей

Одна планка на 4Гб – не наш выбор. Во-первых, мы хотим 16Гб, а во вторых – нам нужно задействовать двухканальный режим работы, для чего в наш компьютер мы установим два модуля памяти объемом по 8Гб каждый. Высокая пропускная способность, отсутствие радиаторов и достойная цена делают эти самым «вкусным» выбором для нас. К тому же, с сайта AMD можно скачать программу Radeon RAMDisk, которая позволит нам бесплатно создать супербыстрый виртуальный накопитель объемом до 6Гб абсолютно бесплатно – а бесплатные полезные штуки любят все.


Характеристики
Объем памяти 8 Гб
Количество модулей 2
Стандарт памяти PC3-10600 (DDR3 1333 МГц)
Частота функционирования до 1333 МГц
Тайминги 9-9-9-24
Напряжение питания 1.5 В
Пропускная способность 10667 Мб/сек

Играть на встроенном видео с комфортом можно только в «сапера». Поэтому для того, чтобы обновить компьютер до игрового уровня, мы выбрали современную и мощную, но не самую дорогую, .


Ей стала с 2Гб видеопамяти, поддержкой DirectX 11 и OpenGL 4.x. и отличной системой охлаждения Twin Frozr IV. Её производительности с лихвой должно хватить для того, чтобы мы могли насладиться новейшими частями самых популярных игровых франшиз, вроде Tomb Raider, Crysis, Hitman и Far Cry. Характеристики выбранной нами выглядят следующим образом:


Характеристики
GPU GeForce GTX 770
Частота GPU 1098 МГц или до 1150 МГц в режиме GPU Boost
Кол-во шейдерных процессоров 1536
Видеопамять 2 Гб
Тип видеопамяти GDDR5
Разрядность шины видеопамяти 256 бит
Частота видеопамяти 1753 МГц (7.010 ГГц QDR)
Кол-во пиксельных конвейеров 128, 32 блока выборки текстур
Интерфейс PCI Express 3.0 16x (совместим с PCI Express 2.x/1.х) с возможностью объединения карт при помощи SLI.
Порты DisplayPort, DVI-D, DVI-I, HDMI, Переходник на D-Sub в комплекте
Охлаждение видеокарты Активное (радиатор + 2 вентилятора Twin Frozr IV на лицевой стороне платы)
Разъем питания 8 pin+8 pin
Поддержка API DirectX 11 и OpenGL 4.x
Длина видеокарты (измерено в НИКСе) 263 мм
Поддержка вычислений общего назначения на GPU DirectCompute 11, NVIDIA PhysX, CUDA, CUDA C++, OpenCL 1.0
Максимальное энергопотребление FurMark+WinRar 255 Вт
Рейтинг производительности 61.5

Неожиданные трудности

Теперь все, что нужно для апгрейда нашего компьютера, у нас есть. Установим новые комплектующие в имеющийся у нас корпус.


Запускаем – и не работает. А почему? А потому, что бюджетные блоки питания физически не способны запустить компьютер с любой мало-мальски . Дело в том, что для питания в нашем случае требуются два 8-pin коннектора, а блок питания имеет «в базе» всего один 6-pin коннектор питания видеокарты. Учитывая, что многим более нужно еще больше коннекторов, чем в нашем случае, становится понятно, что блок питания нужно менять.

Но это еще полбеды. Подумаешь, нет коннектора питания! В нашей тестовой лаборатории нашлись довольно редкие переходники с 6-pin на 8-pin и с molex на 6-pin. Вот такие:


Стоит отметить, что даже на бюджетных современных блоках питания с каждым новым выпуском разъемов Molex становится все меньше – так что нам, можно сказать, повезло.

На первый взгляд – все хорошо, и путем некоторых ухищрений мы смогли обновить системный блок до «геймерской» конфигурации. Теперь давайте сымитируем нагрузку, запустив на нашем новом игровом компьютере тест Furmark и архиватор 7Zip в режиме Xtreme Burning одновременно. Мы могли запустить компьютер – уже хорошо. Запуск Furmark система тоже выдержала. Запускаем архиватор – и что это?! Компьютер выключился, пред этим порадовав нас ревом раскрученного на максимум вентилятора . "Скоромный" штатный 400Вт не сумел, как ни старался, прокормить видеокарту и мощный процессор. А из-за посредственной системы охлаждения наш сильно нагрелся, и даже максимальные обороты вентилятора не позволили ему выдать хотя бы заявленные 400Вт.

Выход есть!

Приплыли. Купили дорогие комплектующие, чтобы собрать игровой компьютер, а играть на нем, получается, нельзя. Обидно. Вывод понятен всем: старый не подходит для нашего игрового компьютера, и его нужно срочно менять на новый. Но на какой именно?

Для нашего прокаченного компьютера мы выбирали по четырем основным критериям:

Первый – это, конечно же, мощность. Мы предпочли выбрать с запасом – нам же захочется и процессор поразгонять, и в тестах синтетических баллы понабирать. С учетом всего того, что может нам понадобиться в будущем, мы решили выбирать мощностью не ниже 800Вт.

Второй критерий – это надежность . Нам очень хочется, чтобы взятый «с запасом» пережил следующее поколение видеокарт и процессоров, не сгорел сам и при этом не спалил дорогие комплектующие (вместе с тестовой площадкой). Поэтому, наш выбор – только японские конденсаторы, только защита от коротких замыканий и надежная защита от перегрузки любого из выходов .

Третий пункт наших требований – удобство и функциональность . Для начала, нам нужен – работать компьютер будет часто, и особо шумные БП вкупе с видеокартой и процессорным кулером сведут с ума любого пользователя. К тому же, нам не чуждо чувство прекрасного, поэтому новый блок питания для нашего игрового компьютера должен быть модульным и иметь отстегивающиеся кабели и коннекторы. Чтобы ничего лишнего не было.

И последний по списку, но не по значимости, критерий – это энергоэффективность . Да, нас заботит и окружающая среда, и счета за электричество. Поэтому, выбранный нам блок питания должен соответствовать, как минимум, стандарту энергоэффективности 80+ Bronze.

Сопоставив и проанализировав все требования, мы выбрали среди немногочисленных претендентов , который максимально полно удовлетворял все наши требования. Им стал мощностью 850W. Заметим, что по целому ряду параметров он даже превзошел наши требования. Давайте посмотрим его спецификацию:

Характеристики блока питания
Тип оборудования Блок питания с активным PFC (Power Factor Correction) модулем.
Свойства Оплетка шлейфов, Японские конденсаторы, Защита от коротких замыканий (SCP), Защита от повышения напряжения (OVP), Защита от перегрузки любого из выходов блока по отдельности (OCP)
+3.3V - 24A, +5V - 24A, +12V - 70A, +5VSB - 3.0A, -12V - 0.5 A
Отсоединяющиеся кабели питания Да
КПД 90%, Сертифицирован на стандарт 80 PLUS Gold
Мощность блока питания 850 Вт
Коннектор питания мат.платы 24+8+8 pin, 24+8+4 pin, 24+8 pin, 24+4 pin, 20+4 pin(разборный 24-pin коннектор. 4-pin могут отстегиваться в случае необходимости, разборный 8-pin коннектор)
Коннектор питания видеокарт 6x 6/8-pin разъемов (разборный 8-pin разъем - 2 контакта отстегиваются)
MTBF 100 тыс. часов
Охлаждение блока питания 1 вентилятор: 140 x 140 мм (на нижней стенке). Система пассивного охлаждения при нагрузке до 50%.
Управление скоростью вращения вентилятора От термодатчика. Изменение скорости вращения вентилятора в зависимости от температуры внутри блока питания. Ручной выбор режима работы вентилятора. В режиме Normal вентилятор вращается постоянно, а в режиме Silent полностью останавливается при низкой загрузке.


, один из лучших за эти деньги. Установим его в наш корпус:


Тут случилось нечто, что нас немного смутило. Казалось бы, все собрали грамотно, все подключили, все заработало – а блок питания молчит! То есть, вообще: вентилятор как стоял на месте, так и стоит, а система при этом исправно запустилась и функционирует. Дело в том, что при нагрузке до 50% блок питания работает в так называемом тихом режиме – не раскручивая вентилятор системы охлаждения. Загудит вентилятор только под большой нагрузкой – одновременный запуск архиваторов и Furmark все-таки заставил кулер вращаться.


У блока питания целых шесть 8-pin6-pin коннекторов питания видеокарты, каждый из которых представляет собой разборный 8-пиновый коннектор, от которого при необходимости можно отстегнуть 2 контакта. Таким образом, он способен без лишних хлопот и трудностей прокормить любую видеокарту. И даже не одну.


Модульная система блока питания позволяет отстегнуть лишние и ненужные кабели питания, что позволяет улучшить продуваемость корпуса, стабильность работы системы и, конечно же, эстетически улучшает внешний вид внутреннего пространства, что позволяет смело рекомендовать моддерам и любителям корпусов с окошками.
купить надежный и мощный блок питания . В нашем обзоре им стал . - и как видите, не случайно. Купив такой же в НИКСе, вы может быть уверены в том, что все компоненты вашей высокопроизводительной системы будут обеспечены достаточным и бесперебойным питанием, даже при экстремальном оверклокинге.


К тому же, блока питания мощностью хватит на несколько лет вперед – лучше с запасом, в случае, если вы собираетесь и в будущем обновлять систему высокоуровневыми комплектующими.

Теоретически современный компьютер может существовать без видеокарты — не зря материнские платы наделены одним или даже двумя разъемами, использующимися для подключения монитора. Совсем никаких проблем с этим нет у владельцев процессоров с интегрированным графическим ядром. Но даже они приобретают видеокарту в том случае, если хотят играть в современные игры. Только видеоадаптер способен обеспечить достойный уровень графики. А ещё сильнее она помогает в случае видеомонтажа или работы над визуальными спецэффектами. Но как выбрать подходящую модель?

Зависимость видеоадаптера от других компонентов

Предупреждаем сразу, ориентироваться в первую очередь следует на уже имеющиеся компьютерные комплектующие! Представьте, что вы приобрели мощнейший NVIDIA TITAN в то время, как в вашем системном блоке ютится скромный двухъядерный процессор. Он попросту не сможет обработать всю ту информацию, что поступает к нему от видеокарты. В связи с этим ваш TITAN будет использовать лишь половину или даже четверть своих возможностей.

Одним словом, подбирайте себе комплектующие примерно одного класса. Если вы покупаете мощную игровую видеокарту, то и процессор с материнской платой не должны быть дешевыми. Нет проблем только с бюджетными видеоадаптерами, предназначенными для обработки офисной графики. Как правило, выжать максимум из такого устройства могут любые «материнки» и процессоры, если только речь не идет об одноядерном чипсете десятилетней давности.


Фото: domcomputer.ru

Основные критерии выбора

Интерфейс подключения

Как известно, видеоадаптеры вставляются в слот PCI-Express. Он имеется в практически каждой материнской плате, за исключением наиболее миниатюрных моделей. Но версия данного интерфейса может отличаться! Если вы собираете компьютер прямо сейчас, то точно приобретёте материнскую плату со слотом PCI-Express 3.0 . Но если вы подбираете видеокарту для имеющейся «матери», то не лишним будет ознакомиться с тем, какая версия интерфейса ею используется. Вполне возможно, что это устаревший PCI-Express 2.0 .

Ничего страшного в установке видеокарты на интерфейс прошлого поколения нет. Просто вы не сможете использовать все её возможности, так как она будет работать в режиме совместимости. Различие интерфейсов кроется лишь в пропускной способности — о высоком уровне графики в современных играх вы можете забыть. Справедливо это и в обратную сторону. Видеоадаптеры, предназначенные для PCI-Express 2.0, будут работать и в новом слоте. Но лучше поискать видеокарту поновее, дабы раскрыть потенциал материнской платы.

Энергопотребление

Давно уже прошли времена, когда видеоускоритель не требовал дополнительного питания. Сейчас отличается только количество разъемов, используемых для подключения блока питания. Самые мощные модели требуют обеспечения питания посредством двух разъемов 8PIN — если ваш блок питания не имеет таких кабелей, то придется озаботиться приобретением переходников, задействующих MOLEX. Чуть менее мощные видеокарты могут использовать один разъем 8PIN или даже 6PIN .

Само собой, отличается у видеоадаптеров и уровень энергопотребления. В технических характеристиках обычно указывается, сколько электричества видеокарта требует в режиме простоя и под нагрузкой. Обычно этот параметр варьируется от 50 до 350 Вт. Если вы не собираетесь менять блок питания, то подбирайте видеокарту под него. Например, GeForce 770 с системой охлаждения от GIGABYTE потребляет в играх до 220 Вт. Прибавьте к этому энергопотребление имеющихся у вас жестких дисков, CD-привода, звуковой карты и материнской платы. В результате вы получите, что такой видеокарте требуется блок питания не менее, чем на 600 Вт. Если ваш блок питания не способен выдать такой объем электричества, то следует рассмотреть более простой видеоадаптер. Или NVIDIA GeForce 970, созданный по утонченному техпроцессу и потребляющий меньшее количество электроэнергии.

Объем и шина видеопамяти

Многим кажется, что чем больше видеопамяти у видеокарты, тем лучше. Однако на самом деле это не всегда так. Дело в том, что видеопамять расходуется через специальную шину. И если у неё пропускная способность слишком низкая, то в редкой игре вы сможете израсходовать весь запас имеющейся видеопамяти. В частности, для объема 1 Гб достаточно шины 128 бит. А для объема 2-4 Гб нужна шина 256 бит. Для ещё большего объема потребуется ещё более широкая шина. Для разных нужд могут потребоваться видеоадаптеры со следующими параметрами:

  • Работа в офисе — в таком случае вас может устроить простейшая видеокарта, на борту которой имеется 512 Мб видеопамяти с не очень широкой шиной;
  • Просмотр видео и игры прошлых поколений — для решения таких задач потребуется видеокарта с 1 Гб видеопамяти (желателен стандарт GDDR5) и шиной от 128 бит.
  • Современные игры со средними настройками графики — здесь всё зависит от разрешения экрана. Вывод картинки в Full HD потребует 2 Гб видеопамяти и 256-битную шину.
  • Современные игры с максимальными настройками графики требуют как минимум 4 Гб видеопамяти и шину от 256 бит (чем шире, тем быстрее будет загружаться графика).
  • Задел на будущее и профессиональный монтаж видеоматериалов — потребуется модель, оснащенная 6 Гб видеопамяти (а лучше — ещё большим количеством) и максимально широкой шиной. Если высокое энергопотребление не пугает, то можно рассмотреть двухпроцессорную видеокарту или связку из двух видеоадаптеров.


Фото: bws.ucoz.ru

Частота видеопамяти и процессора

Любая видеокарта состоит из процессора и видеопамяти. Оба этих компонента характеризуются частотой — в этом плане они не отличаются от процессора и оперативной памяти, подключаемых к материнской плате — только цифры совсем другие. В частности, частота видеопамяти обычно повышена до нескольких тысяч мГц — это сделано для того, чтобы обмен данными происходил как можно быстрее. Ну а что касается процессора , то его тактовая частота варьируется от 600 до 1300 мГц. Чем все эти параметры выше, тем более высокий уровень графики видеоадаптер способен обеспечить.

Обращаем ваше внимание, современные видеокарты, стоимость которых начинается от 15 тысяч рублей, поддаются разгону! В BIOS можно попытаться повысить частоту процессора, добившись чуть более интересного результата.

Число универсальных процессоров

Тоже весьма интересный параметр. Для геймеров он не так важен, так как универсальные процессоры в играх задействуются далеко не всегда. В первую очередь они предназначены для обработки потока видеоданных, а не трехмерной графики. В частности, с их помощью осуществляется рендеринг видео и конвертирование одного формата в другой. Чем процессоров больше, тем быстрее закончится этот процесс. У топовых видеокарт число универсальных процессоров может достигать пары тысяч. В бюджетных моделях их может быть встроено всего 300-500. К слову говоря, у NVIDIA эта технология получила наименование CUDA — должно быть, вы о ней уже слышали.

NVIDIA Experience

Раз уж речь зашла о видеокартах NVIDIA, то стоит рассказать о главном их преимуществе. При установке такого устройства вы получаете в своё распоряжение программу NVIDIA Experience . Изначально она была предназначена лишь для автоматического обновления драйверов и оптимизации имеющихся игр. Но сейчас в этом приложении имеется более интересный пункт — NVIDIA ShadowPlay. Если его задействовать, то видеокарта будет в фоновом режиме записывать ваш игровой процесс (от пяти до двадцати последних минут). Нажатие на определенную комбинацию клавиш позволяет сохранить видео на жесткий диск.

Нужно отметить, что данная функция доступна только обладателям видеокарт NVIDIA GeForce 600-й и более высокой серии. Её главное отличие от Fraps, Bandicam и прочих подобных программ — отсутствие какой-либо дополнительной нагрузки на систему, в связи с чем FPS (частота кадров) в играх не проседает.


Фото: www.overclockers.ru

Разъемы

Для вывода изображения на монитор или проектор могут быть использованы разные разъемы. Обычно видеокарта наделена как минимум четырьмя интерфейсами, а в дорогих моделях можно найти четыре или даже пять разъемов.

  • HDMI — современный цифровой интерфейс, который встречается в подавляющем большинстве телевизоров и многих мониторах, стоимость которых превышает 6 тысяч рублей. Обратите внимание, существуют уменьшенные версии разъема, которые требуют соответствующего кабеля! В зависимости от версии интерфейса, видеокарта может вывести на монитор картинку с разным разрешением (вплоть до 4K) и даже в 3D-виде. Доступен вывод изображения в паре со звуком.
  • DisplayPort — ещё один современный разъем. Этот интерфейс позволяет вывести картинку в любом разрешении, какое только поддерживает видеоадаптер. Вместе с изображением можно вывести и звук. Также доступна функция подключения нескольких мониторов.
  • DVI — наиболее надежный разъем. «Вилка» к нему не только подключается, но и вкручивается двумя болтиками. Недостатком можно считать только разрешение — картинку можно вывести в Full HD, но не более того.
  • VGA — устаревший разъем, через который невозможно вывести изображение в высоком разрешении, звук же им не поддерживается совсем. Однако таким интерфейсом подключения до сих пор обладают многие мониторы.

Популярные производители видеокарт

Здесь следует отметить, что производитель видеокарты и самой печатной платы — это далеко не одно и то же. Фактически видеоадаптеры создаются лишь двумя компаниями — NVIDIA и AMD . Но найти в продаже такие заводские варианты крайне непросто. Гораздо легче приобрести продукт от сторонних производителей, которые изменяют заводские настройки (разгоняют видеокарту) и ставят собственную систему охлаждения. Среди таких компаний наибольшее уважение имеют GIGABYTE , MSI , ASUS , Palit , Zotac , Inno3D , EVGA GmbH , Sapphire и некоторые другие.


Фото: www.extremetech.com

На что же ориентироваться?

  • В случае потребности вывода изображения на несколько мониторов необходимо рассматривать мощную видеокарту, наделенную современными разъемами (о VGA точно следует забыть).
  • Офисных работников устроит практически любой видеоадаптер, продающийся сейчас в магазинах. При покупке бывшего в употреблении устройства следует ориентироваться на объем видеопамяти — при 512 Мб будут стабильно работать любые приложения, связанные с графикой или видео.
  • Любители игр обязаны искать видеокарту с приличной разрядностью шины видеопамяти. 256 бит — оптимальный параметр, позволяющий играм спокойно задействовать любой объем видеопамяти — вплоть до 4 Гб.
  • Если вы обожаете записывать свой игровой процесс или вести стримы, то ориентируйтесь на продукцию NVIDIA — в этом деле вам поможет ShadowPlay. Но не забудьте перед этим запастись вместительным жестким диском, выбору которого посвящена !

Как бы то ни было, а при выборе видеокарты обязательно нужно читать обзоры и отзывы. Только так можно понять, не пищат ли у устройства дроссели, как громко работает система охлаждения и каковы показатели видеоадаптера в ваших любимых играх.

О чём будет рассказываться в этой небольшой статье?

Данная статья – набор базовых знаний для тех, кто хочет выбрать сбалансированную видеокарту, не отдавая лишних денег маркетологам. Поможет новичкам, а так же, послужит источником полезной информации и для более продвинутых пользователей ПК. Тем не менее, мини статья всё же, ориентирована именно на новичков .

Предназначение видеокарты.

Ни для кого не секрет, что в наше время, основным полем деятельности для производительной видеокарты являются – 3 D игры, плавное проигрывание видео (HD ), работа в профессиональных 3D2D и видео редакторах. Остальные, повседневные задачи можно без проблем выполнять и на встроенных в процессор или чипсет видеокартах. С недавнего времени, для видеокарты расширили поле деятельности, в виде многопоточных вычислений , которые работают гораздо быстрее на параллельной архитектуре видеокарт, чем на процессорах.

NVidia продвигает свою программно-аппаратную платформу CUDA , основанную на языке Си (между прочим удачно, и это не удивительно, при вложении таких то средств). AMD же, в основном полагается на открытый код OpenCL .

С помощью можно кодировать видео в 3-4 раза быстрее . Аппаратно, силами видеокарт ускорять продукты компании Adobe – в частности Photoshop , Flash , и это по видимому только начало. Правда, тех людей которые постоянно пользуются вычислительной мощностью видеокарт, теоретически очень мало. И казалось задумываться об этом пока рано, тем более на пятки наступают много ядерные процессоры, которые хоть и медленнее в многопоточных операциях, но имеют неоспоримый плюс в том, что они без сложных программных оптимизаций просто делают своё дело. А простота и удобство реализации, как показывает история Windows (к примеру) – для людей главное и залог успеха на Software рынке. И всё равно стоит отдать дань вычислительной мощи видеокарт, пока не обузданной «правильным» софтом.

Итак. NVidia или AMD ?

*Самый «интересный» вопрос

Главными игроками на рынке графических ускорителей являются корпорации AMD и NVidia .


Тут всё понятно, как и во многих секторах рынков, дуополия. Как Pepsi и Coca — Cola , как и Xbox 360 , как Intel и AMD в конце концов. С недавнего времени, компании выпускают свои продукты поочерёдно. Затем чтобы и одной было хорошо и второй. Сначала AMD выпускает флагмана линейки, затем месяца через два-три, более мощного флагмана выпускает NVidia . Сначала покупаются карты от AMD , как самые мощные, затем после выхода карт NVidia , купившие их, снова идут в магазин, за ещё лучшим продуктом. Практически то же самое происходит и со средним и бюджетным рынком. Только разброс по увеличенной производительности относительно конкурента здесь выше, так как чтобы заинтересовать более экономного потребителя, требуется нечто большее, чем шанс обладать лучшей видеокартой, как это происходит в секторе флагманов.

Лучше не «фанатеть», ведь это бизнес и ничего личного. Главное чтобы видеокарты были производительными, а цены не кусались. И какой производитель — не суть важно. С таким подходом можно всегда оставаться в выигрыше по ценепроизводительности.

Архитектура чипа.

Количество пиксельных процессоров (для AMD ), универсальных конвейеров (для NVidia ).

Да. Это совершенно разные вещи. То, что у AMD Radeon HD 5870 1600 исполнительных блоков совершенно не значит, что она будет в 3 раза мощнее, чем NVidia GTX 480 у которой на борту имеется 480 исполнительных блоков.

NVidia имеет скалярную архитектуру, а AMD супер скалярную .

AMD архитектуры.

Рассмотрим архитектуру ПП (*пиксельных процессоров), на примере базовой супер скалярной архитектуры видеокарт Radeon HD 5 серии (5-way VLIW ).


Каждые 5 пп составляют один исполнительный блок, который за раз может выполнить максимум — 1 скалярную операцию и 1 векторную или иногда 5 скалярных (однако условия не всегда подходят для этого). Каждая векторная операция требует 4 ПП , каждая скалярная 1 ПП . И тут, уж как получится. У NVidia же, каждое Cuda Core , исполняет строго по 1 векторной и 1 скалярной операции за такт.

С выходом 6 серии, под кодовым именем (Nothern Islands ), а именно чипов Cayman, решили отказаться от дополнительного, пятого ALU (T-unit ), который отвечал за выполнение сложных задач.

Теперь эту роль могут исполнять три из четырёх оставшихся блоков. Это позволило разгрузить диспетчер потоков (Ultra-Threaded Dispatch Processor ), которых в придачу стало вдвое больше для улучшения работы с геометрией и тесселяцией, которые были слабой стороной 5 серии. Плюс ко всему, позволяет сэкономить на площади ядра и транзисторном бюджете при той же эффективности.

После шестой серии, работа в направлении развития VLIW закончилась, ввиду её слабой гибкости и большого времени простоя из-за зависимостей внутренних блоков друг от друга (в особенности векторные операции). На первый план вышла совершенно новая архитектура Graphics Core Next .

Движок SIMD , сменяется вычислительным блоком Compute Unit (CU ), что позволяет значительно поднять уровень эффективности и производительности архитектуры. Каждый ПП, теперь может независимо выполнять векторные и скалярные операции, так как для них ввели раздельные блоки управления, которые более эффективно распределяют ресурсы между свободными блоками. В целом, архитектура начинает обретать кое какие предпосылки скалярной архитектуры от NVidia , которая отличается простотой и эффективностью.

Первым чипом с новой архитектурой стал GPU Tahiti , на котором строятся AMD Radeon HD 7970 /7950 . Компания планирует выпустить и средний класс на новой архитектуре.

Теперь рассмотрим базовую, скалярную архитектуру NVidia .


Как мы видим, каждый универсальный процессор ( ), за такт исполняет 1 скалярную операцию и 1 векторную. Это позволяет добиться максимальной плавности. Там где много векторных и скалярных операций, видеокарты AMD с архитектурой VLIW уступают, так как они не способны загрузить работой свои блоки каквидеокарты NVidia .

Допустим выбор пал между Radeon HD 5870 и GeForce GTX 480 .

У первой 1600пп , у второй 480 унифицированных блоков.

Вычисляем: 16005=320 суперскалярных блоков, у Radeon HD 5870.

То есть за такт видеокарта от AMD , выполняет от 320 до 1600 скалярных операций и от 0 до 320 плавающих векторных, в зависимости от характера задачи.

А при удвоенной частоте шейдерного домена, карта на архитектуре Fermi , теоретически должна выполнять 960 векторных и 960 скалярных операций за такт.

Однако Radeon , имеет более выгодную частоту, чем карта из «зелёного лагеря» (700 против 850). Так что, такие показатели NVidia , теоретически должны быть как при частоте работы шейдерного домена на частоте 1700мгц (850 x 2=1700), а это не так. При частоте 1401 Мгц, GTX 480 выдаёт ~ 700 векторных и ~ 700 скалярных операций за такт.

* не стоит полагаться на достоверность данных вычислений, они носят лишь теоретический характер. К тому же данное утверждение не действует с 6-й серии Radeon , начиная с чипов Cayman .

За счёт того, что максимальное количество векторных и скалярных операций выполняется одинаковое количество, архитектура NVidia имеет лучшую плавность в сложных сценах, чем AMD VLIW (<5 series).

Ценовые категории и что мы получаем, если покупаем видеокарту серией помладше.

Инженеры AMD , не задумываясь режут половину пиксельных процессоров, шину памяти и часть ROP ’ s поколению карт, из сегмента на класс ниже. К примеру Radeon HD 5870 имеет 1600пп , шину 256 bit , а в 577 0, всего этого осталось ровно половина – 800 , и шина памяти 128 bit . Такая же ситуация продолжается и до самых бюджетных видеокарт. Так что, всегда предпочтительнее будет приобрести более слабую видеокарту из 58** серии, чем самую старшую из серии 57**.

У инженеров NVidia , не много иной подход. Плавно, обрезается шина памяти, универсальные конвейеры, ROP ’ s , пиксельные конвейеры. Но так же и снижаются частоты, которые при должной системе охлаждения, можно немного компенсировать разгоном. Немного странно, что не наоборот, как это делает AMD , повышая частоты на картах с обрезанным количеством исполнительных элементов.

Подход AMD более выгоден производителю, подход NVidia — покупателю.

Упоминание о драйверах.

Именно из-за особенностей суперскалярной архитектуры VLIW , драйвера от AMD , приходится постоянно оптимизировать, чтобы видеокарта понимала, когда ей нужно использовать векторы или скаляры максимально эффективно.

Унифицированные драйвера от NVidia более невосприимчивы к различным движкам игр, благодаря тому, что инженеры NVidia зачастую уже при разработке игры оптимизируют её под архитектуру своих видео чипов и драйверов. Также стоит отметить, что при их установке и удалении не возникает практически никаких проблем, которые присущи драйверам от AMD .

Драйвера NVidia можно устанавливать прямо на старые, без удаления и без чисток реестра. Надеемся, что программисты AMD будут двигаться в том же направлении. Появилась возможность, скачивать «фиксы» для драйверов Catalyst , которые выходят незадолго до появления игры в продаже или чуть позже. Уже что то. А с выходом новой архитектуры Graphics Core Next , работа по оптимизации драйверов значительно облегчится.

Пиксельные конвейеры, TMU , ROP .

Также, очень важно число пиксельных конвейеров и TMU (блок наложения текстуры ), их количество особенно важно при высоких разрешениях и при использовании анизотропной фильтрации текстур (важны пиксельные конвейеры ), использовании высокого качества текстур и высоких настроек анизотропной фильтрации (важны TMU ).

Количество блоков ROP (блоки растровых операций ), в основном влияют на производительность сглаживания, но при их недостатке может быть потеря общей производительности. Чем их больше, тем незаметнее будет влиять сглаживание на количество кадров секунду. Так же, на производительность сглаживания, существенно влияет объём видеопамяти.

Объём, частота и разрядность шины памяти.

Чем больше видеопамяти у видеокарты, тем лучше. Однако не стоит покупаться на большой объём .

Как часто бывает, на относительно слабые видеокарты, ставят неимоверные объёмы видеопамяти, да ещё и медленной (к примеру на GeForce 8500 GT , некоторые OEM производители ставят по 2 Гб DDR 2 видеопамяти). От этого видеокарта не взлетит, и производительности не добавится.

* в сравнении с 8500 GT 512 мб

Гораздо лучшим вариантом, будет взять видеокарту с более быстрой памятью, но меньшим объёмом. К примеру, если выбор стоит: взять 9800 GT с 512 или 1024 мб памяти, с частотой 1000мгц и 900мгц соответственно, то предпочтительней будет взять 9800 GT с 512 мб памяти. Тем более видеокарта такого уровня не нуждается в видеопамяти больше чем 512 мб .

Пропускная способность памяти – это главное в производительности подсистемы видеопамяти, которая наиважнейшим образом влияет на производительность видеокарты в целом. Измеряется в Гб/c (гигабайт в секунду).

К примеру сейчас, активно используется видеопамять типа GDDR 5 , у которой гораздо выше частотный потенциал, чем у GDDR 3 , и соответственно белее высокая пропускная способность.

Однако частота это далеко не всё. Вторым важным фактором, является разрядность шины памяти . Чем выше разрядность, тем быстрее память.

К примеру, память с частотой 1000мгц и шиной 256 bit , будет ровно в 2 раза быстрее памяти 1000мгц и шиной 128 bit . Чем больше разрядность — тем быстрее память. Самая широкая шина памяти из существующих – это монструозная 896 bit (448 x 2 ) на видеокарте GeForce GTX 295 . Однако в ней используется память GDDR 3 , что существенно ухудшает пропускную способность (меньше эффективная частота) в сравнении с GDDR 5 . Поэтому, её пропускная способность, даже немного ниже, чем у Radeon HD 5970 с 512 bit (256 x 2), но с GDDR 5 .

Система охлаждения.

Чем эффективнее система охлаждения, тем меньше шанс, что ваша видеокарта выйдет из строя. Карта будет меньше перегреваться, что улучшит общую стабильность системы, значительно увеличит срок службы , а так же повысит разгонный потенциал .

Выпускаемые, готовые с истемы о хлаждения видеокарт бывают двух вариаций.



Референсные (от производителя) и альтернативные (от партнёров производителя). Как правило, референсные карты имеют турбинное ( , blower) исполнение, и обычно очень надёжны. Относительно шумны, не всегда так эффективны, как альтернативные СО от партнёров производителя и сильнее забиваются пылью. Хотя при использовании , бловерные системы охлаждения видеокарт очень эффективные и тихие. Если небольшой шум при нагрузке вас не беспокоит, и вы не будете ставить рекордов в разгоне, референсные системы охлаждения — предпочтительней. Обычно, партнёры производителей, обклеивают их наклейками со своими логотипами, изменения возможны лишь в BIOS-е видеокарты (регулировка оборотов вентилятора), поэтому некоторые карты идентичные по дизайну, но от разных производителей, шумнее либо горячее своих собратьев и наоборот. У каждого из производителей, свои предпочтения и гарантийные условия. Потому, некоторые жертвуют тишиной для большей стабильности и долговечности.



Если же вам важна тишина , то стоит обратить внимание на альтернативные системы охлаждения повышенной эффективности, с меньшим уровнем шума (к примеру Vapor — x , IceQ , , DirectCu), или же выбрать видеокарту с пассивной системой охлаждения, коих сейчас всё больше.

* Совет : не забывайте раз в год-два, менять термоинтерфейс, особенно на СО с технологией прямого контакта тепловых трубок. Термопаста застывает, образуя слой, плохо проводящий тепло, что ведёт к перегреву видеокарты.

Энергопотребление видеокарты.

Очень важная характеристика при выборе, так как видеокарта является очень прожорливым компонентом компьютера, если не самым прожорливым. Топовые видеокарты иногда приближаются к отметке 300W . Поэтому при выборе, следует учитывать, способен ли ваш блок питания обеспечить видеокарте стабильное питание. Иначе система может либо не запуститься из-за несоответствия напряжения при прохождении POST , могут появиться нестабильности в работе и неожиданные выключения, перезагрузки или перегрев компонентов компьютера, либо блок питания может просто сгореть.

На сайте производителя или коробке видеокарты, написаны минимальные характеристики, среди которых минимальная мощность блока питания. Данные значения написаны для любых блоков, в том числе и китайских. Если вы уверены что у вас качественный блок питания, можно отнять от этого значения 50-100W .

Косвенно определить энергопотребление можно по количеству дополнительных разъёмов для питания на видеокарте.

Ни одного – меньше 75W , один 6-pin до 150W , два 6-pin до 225W , 8-pin + 6-pin – до 300W . Убедитесь что ваш блок имеет необходимые разъёмы или чтобы в комплекте были переходники под 4-х штырьковые molex -ы. Либо докупите их, они свободно продаются в компьютерных магазинах.

Недостаток питания видеокарты может привести к её перегреву, появлению артефактов и выходу её системы питания из строя. Видеокарты NVidia , при недостатке питания могут начать предупреждать сообщениями вида: «видео драйвер перестал отвечать и был восстановлен» или «подключите дополнительное питание к видеокарте».

Высокое энергопотребление = большое тепловыделение . Если ваша видеокарта потребляет много энергии, позаботьтесь о дополнительных вентиляторах на вдув и выдув на корпусе. Либо как временная мера — откройте боковую крышку. Постоянно высокая температура в корпусе — пагубно влияет на строк службы всех компонентов начиная материнской платой, заканчивая .

Разъёмы.

Когда вы уже определились с видеокартой, внимание стоит обратить и на разъёмы.


Если у вас монитор с матрицей P- или с поддержкой 30 битного цвета (1.07 млрд. ), то вам обязательно понадобится DisplayPort на видеокарте для раскрытия его потенциала. Только DisplayPort поддерживает передачу 30 битной глубины цвета.

* достоверно неизвестно, поддерживают ли передачу 30 бит, игровые видеокарты, но наличие DisplayPort говорит о возможной поддержке. В спецификациях поддержка, заявлена только у профессиональных видеокарт AMD FirePro и NVidia Quadro .

Очень хорошо если есть . Никогда не знаешь, что может пригодиться и лучше быть к этому готовым. Вдруг вам понадобится вывести сигнал с ресивера. Кстати, HDMI и DVI совместимы через простой переходник и практически без проблем.

Выводы.

На этом всё. Не успели начать, уже заканчиваем. Так как статья описывает главные, общие понятия, она получилась не слишком длинной.

Тем не менее, все наиболее важные моменты для выбора качественной и производительной видеокарты описаны.

1. Вопрос веры.

3. Количество исполнительных блоков (TMU, ROP и т.д).

4. Объём, частота и разрядность шины памяти.

5. Узнать подойдёт ли карта по уровню энергопотребления.

5. Система охлаждения.

6. Разъёмы.

Надеемся, с этими знаниями, вы сможете в соответствии с вашими требованиями, выбрать видеокарту.

Удачного вам выбора!


Унифицированные шейдерные блоки объединяют два типа перечисленных выше блоков, они могут исполнять как вершинные, так и пиксельные программы (а также геометрические, которые появились в DirectX 10). Унификация блоков шейдеров значит, что код разных шейдерных программ (вершинных, пиксельных и геометрических) универсален, и соответствующие унифицированные процессоры могут выполнить любые программы из вышеперечисленных. Соответственно, в новых архитектурах число пиксельных, вершинных и геометрических шейдерных блоков как бы сливается в одно число - количество универсальных процессоров.

Блоки текстурирования (tmu)

Эти блоки работают совместно с шейдерными процессорами всех указанных типов, ими осуществляется выборка и фильтрация текстурных данных, необходимых для построения сцены. Число текстурных блоков в видеочипе определяет текстурную производительность, скорость выборки из текстур. И хотя в последнее время большая часть расчетов осуществляется блоками шейдеров, нагрузка на блоки TMU до сих пор довольно велика, и с учетом упора некоторых приложений в производительность блоков текстурирования, можно сказать, что количество блоков TMU и соответствующая высокая текстурная производительность являются одними из важнейших параметров видеочипов. Особое влияние этот параметр оказывает на скорость при использовании трилинейной и анизотропной фильтраций, требующих дополнительных текстурных выборок.

Блоки операций растеризации (rop)

Блоки растеризации осуществляют операции записи рассчитанных видеокартой пикселей в буферы и операции их смешивания (блендинга). Как уже отмечалось выше, производительность блоков ROP влияет на филлрейт и это - одна из основных характеристик видеокарт. И хотя в последнее время её значение несколько снизилось, еще попадаются случаи, когда производительность приложений сильно зависит от скорости и количества блоков ROP. Чаще всего это объясняется активным использованием фильтров постобработки и включенным антиалиасингом при высоких настройках изображения.

Объем видеопамяти

Собственная память используется видеочипами для хранения необходимых данных: текстур, вершин, буферов и т.п. Казалось бы, что чем её больше - тем лучше. Но не всё так просто, оценка мощности видеокарты по объему видеопамяти - это наиболее распространенная ошибка! Значение объема памяти неопытные пользователи переоценивают чаще всего, используя его для сравнения разных моделей видеокарт. Оно и понятно - раз параметр, указываемый во всех источниках одним из первых, в два раза больше, то и скорость у решения должна быть в два раза выше, считают они. Реальность же от этого мифа отличается тем, что рост производительности растет до определенного объема и после его достижения попросту останавливается.

В каждом приложении есть определенный объем видеопамяти, которого хватает для всех данных, и хоть 4 ГБ туда поставь - у нее не появится причин для ускорения рендеринга, скорость будут ограничивать исполнительные блоки. Именно поэтому почти во всех случаях видеокарта с 320 Мбайт видеопамяти будет работать с той же скоростью, что и карта с 640 Мбайт (при прочих равных условиях). Ситуации, когда больший объем памяти приводит к видимому увеличению производительности, существуют, это очень требовательные приложения в высоких разрешениях и при максимальных настройках. Но такие случаи весьма редки, поэтому, объем памяти учитывать конечно нужно, но не забывая о том, что выше определенного объема производительность просто не растет, есть более важные параметры, такие как ширина шины памяти и ее рабочая частота.



Похожие публикации