Телевизоры. Приставки. Проекторы и аксессуары. Технологии. Цифровое ТВ

Звуковые приборы. Приборы для обработки звука. Эквалайзеры. АЧХ под строгий контроль

В этом разделе представлены устройства для профессиональной студийной или концертной обработки звука, а также вспомогательное оборудование, без которого сложно представить современные концертные площадки. Рассмотрим основные типы девайсов в этом разделе:

Ди-бокс (direct-box, di-box) – позволяет подключать музыкальные инструменты к микшерным пультам или другому звуковому оборудованию. Ди-бокс преобразует небалансный высокоомный сигнал с электро- или бас-гитары в низкоомный балансный, что позволяет подавать его на микрофонные предусилители микшера и кардинально снижает уровень помех при передаче сигнала на большие расстояния.

Компрессоры, лимитеры – популярнейшие эффекты динамической обработки звука. Компрессор сжимает динамический диапазон, делая громкие звуки тише, а тихие – громче. Лимитер только ослабляет слишком громкие звуки. Эти эффекты часто идут в паре друг с другом, а также вместе с гейтом и эспандером, но встречаются и по-отдельности.

Контроллеры и процессоры. В этом разделе представлены мониторные контроллеры – служат для маршрутизации звука в студии, дистрибьюторы – распределяют сигнал на несколько выходов, а также всевозможные звуковые процессоры, предназначенные для обработки сигнала перед подачей его на усилитель. Они могут включать в себя динамическую обработку, графическую и параметрическую эквализацию, защиту от скачков громкости и обратной связи.

Кроссоверы – профессиональные активные устройства, подключающиеся перед усилителями мощности и разделяющие сигнал на несколько частотных полос.

Подавители обратной связи – многоканальные устройства, умеющие в автоматическом или ручном режиме сканировать каждый из каналов, находить частоты, на которых возникает резонанс, и своевременно понижать их уровень.

Психоакустические процессоры. Сюда входят различные энхансеры, эксайтеры, максимайзеры и виталайзеры, позволяющие сделать звук более живым и ярким. Это происходит за счёт синтезирования новых гармоник и разных других хитрых манипуляций со звуком. В эту группу также попадает эффект де-эссер, понижающий уровень сибилянтов в вокальных партиях.

Эквалайзеры. Профессиональные устройства для корректировки амплитуды сигнала в зависимости от частотных характеристик. Бывают двух типов: параметрические и графические. Параметрические позволяют настраивать частоту, ширину и уровень усиления каждой полосы, а графические регулируют определённое количество полос с фиксированными параметрами.

В интернет-магазине POP-MUSIC вы можете купить профессиональное студийное и концертное оборудование от ведущих мировых брендов: ART, BEHRINGER, DBX, EUROCOM, PRESONUS, SM PRO AUDIO, SOUNDKING и других. У нас лучшие цены, компетентные консультанты, удобные способы оплаты и доставка по всей России!

Обработка звука — это применение различных приборов, помогающих улучшить общее звучание на живом выступлении или в студии звукозаписи.

В данной статье будут рассмотрены приборы обработки звука и их практическое применение в концертной практике.

Приборы обработки звука.

Эквалайзер.

Принцип эквализации заключается в усилении или подавлении отдельных частот с целью добиться требуемого тонального баланса.

В системах звукоусиления обычно используется 31 полосный графический стерео эквалайзер. Выбранные частоты подавляются или усиливаются вертикальными слайдерами.

Эквалайзер подключается к выходам микшерного пульта. Обработанный им сигнал передаётся на активный кроссовер или сразу на усилитель. Эквалайзер может включаться также в разрывы пульта (гнёзда Insert ) для того, чтобы обработать только один канал (или два, по количеству выходов эквалайзера).

Некоторые микшерные пульты имеют встроенный выходной эквалайзер (обычно 7 или 9 полос). Также имеются внешние эквалайзеры с количеством полос 15 или 9. Существуют как аналоговые, так и цифровые эквалайзеры.

Отмечу замечательный 15-полосный эквалайзер FBQ1502 со световой индикацией на слайдерах для обнаружения обратной связи.

Еще одно несомненное достоинство этого прибора — это наличие моно выхода на сабвуфер с возможностью регулировки частоты раздела.

Разновидностью цифрового эквалайзера является . От обычного эквалайзера он отличается тем, что исключительно подавляет выбранные частоты, а не усиливает их. Этот цифровой прибор может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме.

Подключается он обычно в разрывы каналов пульта, к которым подключены микрофоны. И назначение его — подавлять резонансные частоты, чтобы микрофоны не заводились. В настройках можно задать ширину подавляемой частоты и степень подавления. Теоретически всё выглядит очень красиво. Но практически…

Я приобрёл такой прибор, устав бороться с постоянно «заводящимися» . Ещё бы — мониторной линии у нас тогда ещё не было, и микрофоны располагались перед портальными колонками. На корпоративе, где мы работали, я установил прибор в автоматическом режиме. И когда мы начали своё отделение, прибор действительно очень быстро подавил все резонансные частоты, и микрофоны перестали заводиться. Но при этом вокал стал звучать настолько отвратительно, что я очень быстро перевёл подавитель в пассивный режим.

Последующие попытки использования прибора (изменение ширины полосы и степени подавления, применение его в ручном режиме и т.д.) также не привели к результатам, которые бы меня удовлетворили. И я стал использовать его в режиме Bypass в качестве мониторного предусилителя. Либо вместо дибокса, когда линейные источники сигнала (гитара, бас) требовалось подключить в микрофонные входы микшерного пульта (например, через мультикор).

И лишь совсем недавно я стал использовать подавитель для мониторной линии. Просто с входов пульта направлял сигнал в прибор, а из него — на мониторную линию. При этом на подавителе я выставляю один из заводских пресетов. Теперь меня все устраивает.

Компрессор.

Компрессия является процессом управления динамического диапазона сигнала. Компрессия делает звук более плотным и акцентированным, а также субъективно увеличивает его громкость. Обработка звука с помощью компрессора управляется следующими параметрами: порог (threshold ), время атаки (attack time ), время восстановления (realise time ), коэффициент компрессии (compression ratio ).

Практически всегда подключается в разрывы . Исключение составляет разновидность компрессора — лимитер, который подключается к выходам микшера или кроссовера. В моём кроссовере, например, уже имеется встроенный лимитер.

Я использую компрессор для вокала. У меня четырехканальный DBX 1046 . А для пользуюсь компрессором, встроенным в басовый комбик.

Процессоры эффектов.

К определению «процессоры эффектов» в данном случае я отношу приборы для , то есть разновидности ревербераторов и приборов задержки звука. «Сухой», не обработанный звучит не слишком красиво и не слишком эффектно. И подобные приборы служат для придания ему объёма и красоты звучания. Стоит отметить, что и чрезмерное добавление обработки на вокал выглядит слишком навязчиво и не украсит, а, скорее, испортит его. Так что следует соблюдать меру.

Вокальные процессоры эффектов подключаются к гнёздам Aux микшерного пульта и используются в пост-фэйдерном режиме. Ручками Aux Send на пульте и регуляторами процессора Input, Output, и Mix (если таковые имеются) происходит управление обработкой исходного сигнала.

Моим первым прибором обработки звука, который я приобрёл в 2003 году, был мульти-процессор эффектов Virtualizer Pro. Мы прозвали его «Виртуальный Азербайджанец «. Изначально я использовал прибор для обработки вокала в режиме Reverb / Delay , установив вручную параметры пользовательского пресета. Потом мне перестало нравиться, как он обрабатывает голос. Несмотря на то, что я прибрал на приборе низкие и прибавил высокие частоты, яркости звучания вокала добиться не получалось. Также процессор у меня был встроен в рэк, и постоянно вытаскивать его было неудобно.

Тогда я приобрёл компактный процессор Alto альфа-Verb (на фото выше). Главным его предназначением было использование на работах, куда рэковую стойку с аппаратурой мы не брали. А в случае использования полного комплекта аппаратуры я эксплуатировал оба прибора следующим образом:

  • подключал их к Aux 1 и Aux 2 микшерного пульта;
  • На Alto устанавливал пресет Hall ;
  • Virtualizer устанавливал в режим Delay, настроенный вручную;
  • регуляторами Aux добивался нужного баланса обработанного звука.

Меня вполне устраивало такое звучание. Но процесс коммутации и управления был более сложным, чем при использовании одного прибора. Впоследствии я стал применять Virtualizer исключительно в качестве компрессора, подключая его в разрывы каналов для вокальных микрофонов. Прибор Alto я использую с пресетом Reverb / Delay , и эта обработка вокала меня во всех отношениях устраивает.

Хочу рассказать ещё об одной интересной функции Виртуального Азербайджанца . Это режим Ultramizer , добавляющий к сигналу различные субгармоники и делающий его громче и ярче. Но интересно даже не это. А то, что в таком режиме можно устанавливать точку разделения частот и выбирать звучание в диапазоне ниже или выше этой точки.

В то время у меня ещё не было , и я экспериментировал со звуком следующим образом:

  • устанавливал на приборе точку разделения частот, скажем, 800 Гц;
  • с основной пары выходов микшерного пульта направлял звук в прибор, а с прибора — либо на усилитель для сателлитов (если выбиралась работа прибора выше точки разделения), либо на усилитель для низкочастотников (если прибор работал ниже точки разделения частот);
  • необработанный звук со второй пары выходов с пульта направлял во второй усилитель (либо для сателлитов, либо для низкочастотников).

С появлением кроссовера надобность в подобных манипуляциях отпала.

Вот и всё, что я хотел рассказать про обработку звука. Я умышленно не коснулся здесь таких приборов, как гейт, энхансер или эксайтер. Потому что работать мне с ними не приходилось. И думаю, не придётся. Успехов Вам!

Человек слышит звуки частотой от 30 до 20 000 герц, а летучая мышь - до 100 000 герц, хотя нижний предел примерно равен нашему. Так что этот крохотный летающий комочек, покрытый шерстью, живет в настоящем мире звуков. Так же как и дельфин, это существо находит нужную ему пищу с помощью эхо-локатора. Сонаром летучих мышей ученые занимались более длительное время, чем звуковым локатором дельфина. Еще в 1793 году выдающийся итальянский исследователь Ладзаро Спалланцани установил, что летучие мыши ориентируются и находят свою добычу с помощью слуха. Однако понадобилось около 150 лет, чтобы понять, что делают они это с помощью ультразвуковой локации. И здесь нельзя не оценить работ американских ученых Г. Пирса, Д. Гриффина и Р. Галамбоса, внесших неоценимый вклад в расшифровку работы ультразвукового локатора у летучих мышей.

Как и у дельфинов, у летучих мышей есть генератор ультразвука и приемники отраженного эха. И тот и другой прибор в процессе эволюции достигли совершенства. Гортань у летучих мышей очень широкая. Она, как резонатор, позволяет усиливать ультразвуки, создаваемые свистом. Но мыши издают не просто свист, не слышимый для нашего уха, а серию ультразвуковых щелчков. Перед взлетом мышь посылает 5-10 сигналов в секунду, начался поиск - частота возрастает до 20-30 щелчков, а насекомое мышь настигает при 250 сигналах в секунду. Как мышь производит непрерывную серию сигналов-писков, пока не известно.

У разных видов летучих мышей генераторы отличаются по строению. У одних, гладконосых, звуки, как мы говорили, издаются гортанью, поэтому такая летучая мышь летает с открытым ртом. Большая часть гладконосых мышей живет на Североамериканском континенте, но и у нас есть их представители. Самые маленькие из них - нетопыри - встречаются в Подмосковье и почти по всей средней полосе России. В сумерках без труда можно увидеть, как они охотятся за насекомыми на фоне еще непомеркшего неба. Создавая серию сигналов, нетопырь, как и все гладконосые летучие мыши, посылает ультразвук по всем направлениям, а затем улавливает отраженный сигнал. Другая группа летучих мышей - подковоносые, которых можно встретить, например, на Кавказе, генерирует ультразвуковые сигналы не ртом, а носом. Вокруг их носа находится мясистый вырост, напоминающий подкову, который позволяет отражать ультразвук и собирать его в узкий пучок. Летает подковонос с закрытым ртом, импульсы длятся тысячную долю секунды (100 мс), а у гладконосых это щелчок всего в одну миллисекунду (рис. 5). Поэтому, если подковонос переходит на низкую частоту, его сигналы напоминают тиканье наручных часов.

Приемник отраженных сигналов у летучих мышей - тоже совершенное устройство: ведь он способен услышать эхо, которое в 2000 раз слабее посланного генератором сигнала. Вполне понятно, что для улавливания таких слабых сигналов нужны большие ушные раковины; и у некоторых видов они достигают почти половины общей длины головы и туловища. Так, у ушанов размером 8 сантиметров уши в длину равны 4 сантиметрам. Внутреннее ухо тоже имеет особое строение. Вспомним, что из среднего уха колебания передаются во внутреннее стремечком и часть уха летучих мышей, расположенная рядом со стремечком, сильно расширена.

Ну а теперь о самом интересном - устройстве звукового приемника летучих мышей, позволяющем предохранять его от крика-импульса, посылаемого собственным локатором. Ведь посылаемый импульс, как мы сказали, в 2000 раз сильнее принимаемых отраженных звуков. Таким звуком мышь может себя оглушить и после этого ничего не слышать. Чтобы этого не случилось, перед импульсом ультразвука стремечко специальной мышцей оттягивается от окна улитки внутреннего уха. Колебания механически прерываются и не попадают во внутреннее ухо. По существу, стремечко тоже делает щелчок, но не звуковой, а "антизвуковой", оно сразу же возвращается на место после крика-сигнала, и ухо готово принять отраженный сигнал. Просто диву даешься, с какой скоростью может сокращаться и расслабляться мышца, выключающая на время посылаемого крика-импульса слух мыши! При высоком полете это всего 5 импульсов за секунду. При меньшей высоте полета - 10-12 импульсов, а при преследовании добычи - 200-250 импульсов за секунду. Конечно, при самой высокой частоте мышца не успевает выключать ухо каждый раз, но эхо так сильно, что и при отведенном стремечке летучая мышь, скорее всего, слышит сигналы, отраженные от насекомого, находящегося в нескольких сантиметрах от ее мордочки.

Ничего не скажешь, эхо-локационная система летучей мыши совершенная радарная установка, работающая в ультразвуковом диапазоне. Ее масса не более 7,5 грамма, а в ней помещаются и передатчик, и приемник, и вычислительное устройство - мозг. Напомним, что созданная человеком радарная установка весит десятки килограммов и для ее перевозки нужен грузовой автомобиль или автомобиль, специально оборудованный для радарной установки. Конечно, радар работает на радиоволнах, а не на ультразвуке, дальность действия его значительно превосходит ультразвуковой локатор летучих мышей. Принцип локации у них одинаковый, но живая система значительно эффективнее, если учесть ее мизерную массу.

Можно только удивляться изобретательности природы и тем эволюционным механизмам, которые формировали ультразвуковые приборы у живых существ. Летучие мыши слышат ультразвуковые колебания частотой до 100 000 герц, а ночные бабочки и златоглазки, за которыми они охотятся, воспринимают ультразвуковые сигналы с частотой до 240 000 герц. Их "уши" напоминают слуховые органы кузнечиков, о которых шла речь ранее. Как только насекомые услышат, что их лоцирует летучая мышь, они начинают выделывать фигуры высшего пилотажа, спирали и мертвые петли, лишь бы летучая мышь промахнулась и не схватила их. А так как насекомые проворнее летучих мышей, то им часто удается увернуться от преследователя. Но на этом не заканчиваются взаимоотношения между бабочками и летучими мышами. Недавно удалось установить, что некоторые бабочки сами способны производить ультразвуковые импульсы. Как только насекомое обнаружит, что летучая мышь прослеживает его путь локирующими сигналами, оно само начинает издавать ультразвуковые импульсы. Причем эти импульсы так действуют на преследователя, что он улетает прочь, как бы пугается.

Что же заставляет летучих мышей прекратить преследование насекомого, издающего ультразвуковые сигналы?

На этот счет пока есть только предположения. По одним из них ультразвуковые щелчки - это приспособительные сигналы насекомых, сходные с теми, которые посылает сама летучая мышь, только в 1000 раз сильнее. Ожидая услышать слабый отраженный звук от своего сигнала, преследователь слышит оглушающий грохот, как будто сверхзвуковой самолет пробивает звуковой барьер. По другим представлениям, которых придерживается известный исследователь чувств животных Р. Бертон, ночные бабочки испускают предупреждающие ультразвуковые сигналы для летучих мышей. Если хотите, это можно назвать тоже мимикрией, только не зрительной, а ультразвуковой. Множество насекомых стремится слиться с окружающей средой и приобретает соответствующую защитную окраску. Ряд же ядовитых насекомых, наоборот, одеты в самые яркие красочные "костюмчики". Это окраска-предупреждение. Но для летучих мышей, которые охотятся в ночное время, яркая окраска не имеет значения. Ядовитые насекомые используют предупреждающие ультразвуковые сигналы. Возможно, защитную роль этих сигналов постигли и безобидные бабочки и пугают ими летучих мышей. Вот и получилась своеобразная мимикрия.

Каким же образом в длительном эволюционном процессе у насекомых появилась способность воспринимать ультразвуковые сигналы и мгновенно понимать опасность, которую несут в себе "сигналы" летучей мыши? С ультразвуковыми сигналами летучих мышей еще сложнее - никакие крики-сигналы соплеменников (а их иногда в одном месте, как в Бракенской пещере на юге США, собирается свыше 20 000 000), никакие искусственные ультразвуковые сигналы, создаваемые человеком с помощью аппаратуры, не мешают охотиться рукокрылым. Они узнают свое эхо среди миллионов голосов и других звуков, а воспроизведение сигналов, создаваемых бабочкой, заставляет мышь улетать прочь. Эти сигналы предельно подобраны к локатору летающего зверька, и, возможно, их щелчки раздаются точно в то время, когда летучая мышь включает ухо, чтобы услышать эхо. Если это так, то ночная бабочка успевает принять частоту лоцирующего ее импульса и послать ответный с учетом приближения охотника точно в унисон с ним. Такой прибор не может образоваться постепенно, в процессе отбора и совершенствования. Насекомое получает его сразу в готовом виде, только тогда он спасет ему жизнь. Вот так сложно устроенный звуковой локатор ставит новую загадку в эволюции живого, которую пока не решили ученые.

Ультразвуки летучие мыши издают не с помощью голосовых связок, а за счет свиста. Непонятно только, как можно свистеть щелчками. Зато возможности ультразвуковой локации выше, чем локации на частоте слышимых звуков. Во-первых, ультразвук распространяется направленным пучком, а во-вторых, локация при уменьшении длины волны улучшается - отраженное эхо от мелких предметов при этом меньше искажается. Высокочастотные звуки, испускаемые в лаборатории щелчками, как у дельфинов или у летучих мышей, позволяли слепым людям с хорошо развитым слухом узнавать предметы и материал, из которого сделаны исследуемые объекты, хотя им, конечно, было далеко до тех возможностей, на которые способны "живые локаторы".

Кошки тоже слышат ультразвуки. В нашем "кис-кис" целый аккорд ультразвуков, и, возможно, в нем кошки слышат ряд свистов в большом диапазоне. Собаки не уступают кошкам, их даже можно приучить прибегать к хозяину на сигнал ультразвукового свистка. Верхняя граница слуха различна и у людей. Дети могут слышать более высокие звуки по сравнению со взрослыми. Описан случай, когда четырехлетний мальчик проснулся ночью, разбудил родителей и начал настаивать, что "оно" кричит и пищит. Родители ничего не слышали. Сначала они думали, что ребенок видел что-то во сне, и начали его успокаивать. Через некоторое время ребенок опять закричал, что "оно" запищало и что в комнате кто-то есть. Родители, чтобы успокоить ребенка, начали обыскивать комнату и нашли... летучую мышь, прицепившуюся к одной из занавесок. Справедливости ради можно заметить, что ребенок все равно бы не услышал ультразвуков, на которых лоцирует насекомых летучая мышь, скорее всего, это были сигналы, посылаемые другим рукокрылым на частотах низковолнового ультразвука, где-нибудь в области 25 000 герц.

Не у всех животных есть такой сложный и совершенный аппарат эхо-локации, как у летучих мышей и дельфинов. Некоторые животные используют свой сонар только для ориентации в темных пещерах. Так, в Юго-Восточной Азии в пещерах живут стрижи-саланганы. Они знамениты своими гнездами из густой застывшей слюны. В восточной кухне их используют для приготовления супа и называют "ласточкины гнезда". В пещерах саланганы издают щелкающие звуки до 5-10 раз в секунду и по эху определяют, где стены, а где гнезда. Другая птица - гуахаро из Южной Америки тоже проводит весь день в темных пещерах и только ночью вылетает, чтобы полакомиться плодами деревьев. В темной пещере она ориентируется с помощью сонара, издавая пронзительные отрывистые крики частотой около 7000 герц.

Однажды вечером на даче я услышал тонкие и резкие писки. Что бы это могло быть? Я взял фонарик и направился к источнику непонятных звуков. В луче фонарика стоял мой кот, а перед ним, как мне сначала показалось, крошечная мышь. Через некоторое время удалось рассмотреть, что это землеройка - самое мелкое насекомоядное млекопитающее нашей фауны. При любой попытке кота продвинуться вперед и схватить землеройку она издавала такие пронзительные писки, что удивленный кот отскакивал. Свисты, конечно, производились в ультразвуковом диапазоне, что еще больше пугало кота.

Известно, что землеройки - большие специалисты по воспроизведению ультразвуков. Но не только для отпугивания своих врагов используют землеройки ультразвуки, они ими пользуются и для эхо-локации. Биологам пришлось много поработать, прежде чем они открыли эхо-локационную систему у этих млекопитающих. Опыты пришлось проводить в полной темноте, а наблюдать за зверьками с помощью приборов ночного видения.

Ученые взяли две платформы, тщательно промыли их, чтобы исключить обонятельные ориентационные эффекты, и раздвигали платформы на разные расстояния. При удачном перепрыгивании землеройки получали их любимую пищу. Как обычно, животное подбегало к краю одной платформы, обследовало его, а затем точным прыжком перебиралось на другую платформу, с которой дорожка вела к пище. Если расстояние между платформами было 17 сантиметров, землеройки без труда обнаруживали вторую платформу и перепрыгивали на нее. Стоило расстояние увеличить до 25 сантиметров - прыжки прекратились, зверек метался по краю первой платформы, ощущал, где находится вторая, но преодолеть огромнейшую для него "пропасть" было очень трудно. Вот эти опыты и помогли ученым установить, что для своей локации землеройки используют ультразвук.

Мы познакомились с обитателями воздушных просторов, пещер, наземными существами и обитателями морских глубин, которые имеют ультразвуковые эхо-локаторы, поражающие своим совершенством и показывающие пути создания новых лоцирующих приборов.

Вращающаяся голова – современная разновидность светового оборудования, предназначенная для создания эффектного светового сопровождения различных праздничных концертов, мероприятий, вечеринок и т.д.

В данном разделе каталога нашего интернет-магазина представлены как новинки, так и хорошо зарекомендовавшие себя образцы мировых лидеров производства. Надеемся, что теперь, для того чтобы вращающуюся голову купить Вам не понадобится искать дополнительный материал по техническим параметрам, а всего лишь достаточно будет отобрать и сравнить предоставленную нами информацию и сделать выбор среди производителей вращающихся голов. Удобная навигация, а также детальное описание каждой модели. Существенно упрощает задачу выбора наиболее подходящего оборудования

Здесь вы найдете и самые доступные по цене модели, и максимально продвинутые, дорогие вращающиеся головы, подходящие для использования в профессиональной сфере. Отдельные модели вращающихся г олов могут не только создавать световой поток любого цвета, но и проецировать цветные фотографии на любую поверхность. Благодаря такому оборудованию появляется возможность организации по-настоящему захватывающих световых представлений.

У нас вы можете приобрести головы на светодиодах. Это современный вариант оборудования, обладающий рядом преимуществ перед другими источниками света. Светодиоды предельно экономичны, что позволяет снизить нагрузку на электросеть и уменьшить расходы на электроэнергию. Светодиоды в процессе работы греются не так интенсивно, как газоразрядные лампы или лампы накаливания, что позволяет использовать больше разновидностей светофильтров.

Срок службы светодиода – до 50000 часов, что является гарантией высокой надежности реализуемых нами устройств. Кроме того, такой источник света позволяет добиться стробоскопического эффекта самой высокой частоты.

Купить вращающуюся голову LED

Наш интернет-магазин готов доставить вращающиеся головы приобретенные у нас, а также световое театральное оборудование в любой регион России. Всю информацию, касающуюся условий оплаты техники и ее доставки к вам, вы без проблем найдете в соответствующих разделах нашего сайта.

Современный сценический и студийный звукотехничесткий комплекс включает в себя немало аппаратных компонентов для обработки звука. Это может показаться странным, ведь компьютеры могут просто-таки творить со звуком чудеса, и как-то непонятно, зачем в аппаратных комнатах звукозаписывающих студий и концертных залов все эти компрессоры, процессоры, эквалайзеры, энхансеры и сайленсеры? Зачем тратятся такие большие деньги на покупку многочисленных устройств, среди которых есть даже не полупроводниковые, а ламповые экземпляры. Может даже закрасться подозрение, что все это больше некие аксессуары, которые должны подчеркнуть высокий статус и указать на успешность предприятия, нежели вещи, приносящие определенную практическую пользу производственному процессу. Но если разобраться в вопросе без лишних эмоций, то можно прийти к обратному выводу.

Имидж – ничто, звук – всё!

В студии или в концертной аппаратной, где работают люди-профессионалы, не бывает бесполезных вещей. Всякому электронному компоненту умелый специалист найдет применение с пользой для дела. Однако суть таких вещей, как микрофоны, микшеры, усилители и акустические системы, понятна даже людям не особенно разбирающихся в инженерии звукотехнических комплексов. А зачем нужны ревербераторы и процессоры эффектов, подавители обратной связи и сплиттеры? Звук, который слышен из громкоговорителей домашних аудиосистем или систем звукоусиления концертных залов проходит многоэтапную предварительную обработку, иначе он не обладал бы той привлекательностью и силой, которая и превращает обычных людей в ценителей музыки, независимо от их музыкальных пристрастий.

К числу устройств, делающих музыку привлекательной, относятся компрессоры и лимитеры. Известно, что звуковой сигнал состоит из звуков различной громкости. В одной и той же композиции могут сочетаться и очень тихие созвучия, и очень громкие. Компрессоры и лимитеры делают слабые звуки громче, а сильные тише, избавляя слушателя от необходимости прислушиваться и защищая его от дискомфорта, который могут подарить оглушающие звуки. По сути, компрессоры и лимитеры в некотором смысле нормализуют звуковой сигнал, сжимая его амплитуду, заставляя ее находиться в определенных пороговых рамках.

Эквалайзеры. АЧХ под строгий контроль

Эквалайзеры есть в любой студии или на любой концертной площадке. Без них очень редко обходятся даже звукоусиливающие комплексы конференц-залов. Задача такого прибора состоит в коррекции амплитудно-частотной характеристики звукового сигнала. Обычно эквалайзер – это набор из множества частотных фильтров, которые принято называть полосами. Таких полос у профессиональных эквалайзеров, предлагающих тонкую работу со звуком, могут быть десятки. Для управления шириной пропускания полос эквалайзеры оснащаются ползунковыми регуляторами. Выставленные в определенном порядке ручки регуляторов как бы наглядно демонстрируют амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала. За это такие устройства прозвали графическими эквалайзерами. Профессиональные графические эквалайзеры могут иметь 15 или 31 фильтр, а кроме того нередко они оснащаются анализаторами спектра.

Кроме графического, существует в природе еще и параметрический эквалайзер. Аналоговые устройства данного типа характеризуются меньшим количеством регулируемых полос, однако предлагают больше возможностей для точной корректировки частотной характеристики сигнала. В настоящее время широкое распространение получили цифровые параметрические эквалайзеры. Они предлагают три регулируемых параметра: рабочая частота в герцах; добротность сигнала или ширина рабочей полосы вокруг рабочей частоты; уровень усиления выбранной рабочей частоты в децибелах.

Ревербераторы. Идеальный звук в неидеальных условиях

Реверберация – естественная составляющая качественного звука, и без нее представить высококлассное звучание невозможно. Но ведь она свойственна закрытым помещениям: эффект продолжения звучания после окончания самого импульса или колебания формируется звуками, отраженными от различного рода поверхностей – от стен, пола, потолка. А если нужно получить качественный звук вне стен помещения? Сегодня концерты и массовые шоу устраиваются на улицах и площадях, на стадионах и просто в чистом поле, и везде музыка и голос, многократно усиленные современной аппаратурой, должны звучать одинаково качественно. И они звучат, и спасает ситуацию специальный прибор – ревербератор.

Современный цифровой ревербератор – это сложный прибор, решающий единственную, но непростую задачу – он воссоздает эффект естественной реверберации там, где получить его обычным путем очень сложно. Вся трудность задачи состоит в том, что естественный эффект складывается из очень сложных последовательностей отражений и переотражений. Воссоздавать его могут только лучшие дорогие ревербераторы.

Даже самый лучший ревербератор располагает от силы пятью алгоритмами реверберации, а вот вариантов звучания, создаваемых за счет смены множества параметров, у них могут быть сотни. Для того чтобы максимально упростить работу с такими устройствам, производители закладывают в них наборы стандартных настроек для помещений различных типов и размеров.

Эксайтеры и энхансеры. Звук благородных кровей

Эти два инструмента придуманы для того, чтобы придавать музыке особенный благородный лоск. Если эквалайзер нужен, чтобы поправить частотные характеристики звукового сигнала, то эксайтеры и энхансеры смогут не просто изменить тональные качества звука, но добавить в него новые гармоники, причем именно в том количестве, в каком требуется. Большой разницы между этими двумя инструментами нет: первое – это запатентованное название, которое стоит денег, и прочие производители сделали собственную версию прибора с альтернативным названием.

Похожие публикации