Телевизоры. Приставки. Проекторы и аксессуары. Технологии. Цифровое ТВ

Техника и технологии в жизни человека. Именно технологии делают человека человеком Для чего человеку нужны технологии

Эти изобретения достойны не просто нашего внимания, но и успеха на мировой арене. Ведь эти технологии могут круто изменить наш образ жизни. Хорошая новость – их не придется ждать долгие годы, потому что они уже здесь и готовы к использованию!

15. Светящиеся растения

На протяжении долгого времени ученые искали более дешевые и эффективные методы искусственного освещения. Наконец, они добились успеха. Им удалось создать несколько видов растений, которые излучают свет в темноте. Такие растения можно использовать в городской среде, чтобы сократить расходы на электричество. Не говоря уже о том, что каменным джунглям немного растений не помешает.

14. Вертикальные фермы

Чтобы убедиться, что человечество всегда будет обеспечено здоровой и свежей пищей, ученые и фермеры объединились и создали инновационный метод ведения сельского хозяйства. От традиционного он отличается тем, что растения выращиваются в закрытом помещении, при этом уклон делается на экономию пространства. Благодаря этому методу люди в городах смогут выращивать еду сами или покупать свежие продукты в магазинах в любое время года.

13. Интернет с воздушного шара

Около четырех миллиардов людей в мире все еще не обладают доступом в интернет. Крупные интернет-компании регулярно придумывают новые способы, как сделать интернет доступным во всех уголках Земли. Так появилась идея запустить в атмосферу воздушные шары, которые будут «доставлять» интернет в труднодоступные районы. Такой проект поможет жителям развивающихся стран лучше ознакомиться с окружающим миром и найти более высокооплачиваемые рабочие места.

12. Биотехнология

Биотехнология – это отрасль науки, которая ищет возможности объединения технологий и живых организмов для использования в полезных целях. Полезные продукты варьируются от пищи, включая сыр, йогурт и кефир, до лекарств и биологических сенсоров. Биотехнология продолжает совершенствоваться и предлагать новые решения. На данный момент в биотехнологии популярна идея зерновых культур, устойчивых к засухам и содержащих больше витаминов.

11. Виртуальная реальность

В виду популярности видеоигр, игровые компании постоянно разрабатывают все более изощренные способы подарить игроку незабываемый опыт. Их главная цель – заставить нас почувствовать, что мы живем в игре, а не сидим дома перед монитором. Чтобы добиться этого эффекта, различные компании выпускают самые разные продукты для погружения в виртуальную реальность. Один из самых интересных вариантов – маска, которая во время игры позволяет даже почувствовать ароматы дикой местности.

10. Мясо из пробирки

Многие люди прекращают есть мясо, потому что не хотят навредить животным. Им на радость ученые придумали метод, который позволяет создавать мясо в лаборатории. Мало того, что это урезает ресурсы и энергию, которые тратятся на выращивание животного, это мясо более полезное и на вкус ничем не отличается от настоящего. Не говоря уже о том, сколько на планете освободится места, когда исчезнут животноводческие фермы.

9. Экзоскелеты

Конечно, нам еще далеко до костюма Железного Человека, но первые шаги уже сделаны – экзоскелеты больше не предмет фантазии, а самая настоящая реальность. Они возвращают людям с травмами позвоночника возможность ходить и наслаждаться жизнью в полной мере. Со временем эти примитивные экзоскелеты станут только лучше – проще в использовании, удобнее и дешевле.

8. Устройства, управляемые силой мысли

Если вы постоянно забываете, куда положили смартфон – эта новость придется вам по душе. Ученые разработали метод, который позволяет управлять приборами силой мысли. Эта технология впервые была испробована на людях, которые утратили подвижность. Она оказалась настолько успешной, что уже в 2004 люди играли в пинг-понг силой мысли. Такая технология определенно упростит нам жизнь, не говоря уже о том, какие возможности она открывает для видеоигр будущего.

7. Сверхскоростной транспорт

Мир не устает расширяться, и все чаще мы испытываем необходимость оказаться в двух местах одновременно. Поэтому человечество постоянно ищет способы более быстрого передвижения. Один из лучших примеров новых технологий в этой области – гиперпетля Илона Маска. Она обещает быть настолько быстрой, что шестичасовой путь от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско будет преодолеваться за тридцать минут. И это не единственный подобный проект, находящийся в разработке.

6. Изменение генома

Из-за того, что рождается все больше людей с генами, которые усложняют им жизнь и повышают риск смертности, генетики создали технологии, которые позволяют «вырезать» вредные гены, добавлять новые и «включать и выключать» уже имеющиеся. И это не просто способ сделать ллюдей здоровыми – эта технология может помочь людям, которые, например, всегда мечтали быть спортсменами, но лишены необходимых генов. Конечно, такая процедура не гарантирует результат на 100%, и людям все еще придется много работать, чтобы овладеть желаемыми навыками.

5. Современное опреснение

Хотя люди уже давно научились добывать питьевую воду при помощи опреснения, старые методы слишком трудоемкие и недостаточно эффективные. Теперь у человечества сложилось более глубокое понимание физики и химии, и ученые создали более эффективные способы опреснения воды. Теперь это можно делать не только быстрее и дешевле, но и с дополнительными преимуществами. Среди них – бесплатные полезные ископаемые. Да, в воде их полно, и опресненная вода может стать дешевым источником полезных ископаемых, необходимых для производства. Плюс, миллиарды тонн опресненной воды могут напоить всю планету.

4. Настоящий трикодер

Если вы фанат научной фантастики, то наверняка знакомы с этим устройством из «Стартрека». Именно его персонажи сериала использовали для измерения медицинских показателей. Реальная версия этого прибора умеет измерять кровяное давление, насыщение крови кислородом, пульс, температуру, дыхание, а также диагностировать 12 заболеваний, включая ветрянку и ВИЧ.

3. Дроны в сельском хозяйстве

Все больше и больше фермеров просят помощи у современных технологий. Одним из таких помощников стали дроны. Хотя внешне они напоминают тех, которые используются в армии и кинопроизводстве, функционал у них сильно отличается. Их главная задача – делать инфракрасные снимки, которые позволяют фермерам определить, где семена прорастают успешно, а где начинаются проблемы. Некоторые компании создают сельскохозяйственных дронов, которые смогут уничтожать вредных насекомых, плесень и прочие неприятные для урожая вещи.

2. Супер материалы

С более глубоким пониманием химии мы научились создавать новые, потрясающие материалы. В их число входит графен – материал, который состоит лишь из одного слоя атомов углерода. Благодаря такой толщине, он легко растягивается, обладает высокой теплопроводностью и при этом он в 200 раз крепче стали. Графен может использоваться в создании… да чего угодно. Графен сделает бронетехнику, одежду, компьютеры и многие другие вещи намного лучше и куда более долговечными.

1. 4D принтеры

Вы наверняка слышали о 3D принтерах. Но вряд ли вы знаете о существовании 4D принтеров. Оба выполняют одну задачу – печатают материалы или специальные предметы – но 4D создает объекты, которые способны изменяться под внешним воздействием. Дело в том, что условия жизни постоянно меняются, и то, что нам было нужно вчера, может уже не понадобиться через год. Чтобы избежать создания вещей, которые прослужат лишь короткий срок, исследователи создали принтеры и материалы, которые удивительным образом адаптируются ко всем типам перемен в окружающей среде, повреждениям и другим потенциальным опасностям.

Хороший современный пример - генная инженерия.

В настоящее время мы мало используем генную инженерию относительно к растениям (разве что делая генно-модифицированные продукты), но новые мощные технологии редактирования генов быстро упрощают процесс работы с отдельными генами. Мы можем поместить ген медузы в другой геном и заставить растение, кролика или котенка светиться зеленым цветом. Не правда ли, странно?

В не столь отдаленном будущем мы, возможно, будем регулярно заниматься инженерией всего подряд, от бактерий до генома человека, даже создавать совершенно новые формы жизни. Но к идее генной инженерии у нас есть сильное отвращение и отрицание. Обычно генную инженерию называют неестественной для человека, далекой от природных замыслов, «игрой в Бога».

Но генетические эксперименты стары как жизнь. Ведь это двигатель самой эволюции.

От первобытной грязи до изобилующих океанов кембрия и живому миру, который мы знаем сегодня, генетические мутации и половая рекомбинация привели к невообразимому разнообразию существ - глубоководных монстров, хрупких цветущих растений, эстремофилов, высших приматов. И люди сознательно проводили генетические эксперименты длительное время, наблюдая за живыми популяциями и используя селекцию.

Общепризнанно, это спектр. Но не от природного к неестественному. На одном конце у вас эволюционные шансы, а на другом направленная эволюция. Половой отбор является своего рода направленной эволюцией, в том смысле, что отдельные индивиды инстинктивно выбирают партнеров для своих генов по выраженным физическим признакам. Но полноценная направленная эволюция станет возможной только благодаря людям. С точки зрения геологического времени, это в новинку.

Будучи относительно новым приобретением эволюции, мы боимся власти, которая сосредоточена в наших руках, и негативная реакция против технологий также имеет смысл, поскольку мы видим, как меняется Земля из-за нашего присутствия. Если смотреть из космоса, планета буквально светится ночью.

Но мир за пределами людей не имеет таких нравственных оценок и суждений. Древний вулканизм радикально переработал атмосферу Земли; астероид уничтожил динозавров; бы окружающую среду и ее ресурсы.

Даже «естественный» генетический отбор не является этическим или вовсе практическим с позиции экспериментов. Изменения протекают тысячи или миллионы лет. Животные остаются с бесполезными, рудиментарными остатками предыдущих поколений. Генетические заболевания и условия жизни приводят к страданиям, смерти и вымиранию видов.

Генетическая инженерия, которой занимается человек, с другой стороны, не является случайной вовсе. И эта мысль одновременно пугает и обнадеживает. Будут ошибки на этом пути, будут злонамеренные творения - безусловно - но в основном генетические исследования разделяют общую цель: улучшить многое в жизни человечества.

Это может означать лечение генетических заболеваний или снижение неудачных урожаев. Это может также включать забавное или несерьезное - вроде светящихся кроликов - или ужасное - вроде дизайнерских младенцев.

Будет ли результат наших экспериментов с генной инженерией и другими передовыми технологиями хорошим или плохим? Мы не знаем. Нас ждет новый кембрийский взрыв, в том числе и с точки зрения разнообразия мнений и результатов. Но обсуждая будущее, мы все четче определяем, за что стоит бороться, а от чего стоит отказываться. Мы определяем границы, которые не хотели бы или не могли пересекать.

В кругу учеников

Время неизбежно движется вперед. Меняется окружающий нас мир – меняемся и мы сами. Нужно ли сейчас изучать в школе такой предмет как технология? Зачем девочкам уметь готовить обед, когда в магазине представлен большой ассортимент полуфабрикатов, зачем уметь шить и заниматься рукоделием, когда все это можно купить?

В новом стандарте предмету «Технология» предлагается жизнь на вторых ролях – произошло сокращение количества часов, не осуществляется материальное обеспечение предмета, отсутствует преемственность изучения при переходе из начальной ступени обучения на среднюю.

Разработчики стандартов считают, что современному человеку гораздо важнее освоить виртуальное пространство, научится обращаться с компьютерами и гаджетами, чем уметь работать руками.

Появление новых стандартов, на мой взгляд, было продиктовано потребностями работодателей, неудовлетворенных качеством обученности выпускников. Основные недостатки сегодняшнего выпускника – это отсутствие навыков работы в команде, отсутствие уважение к чужому мнению, неумение найти пути решения нестандартных задач. Все эти недостатки можно компенсировать в процессе выполнения совместной деятельности на уроках технологии.

Уроки технологии на сегодняшний день, единственные, на которых обучающиеся создают собственный практический продукт, который для них личностно значим. Предмет закладывает ту базу умений и навыков, которые учащиеся будут передавать своим будущим детям.

Не секрет, что сейчас очень много неполных семей, либо родители настолько заняты процессом зарабатывания денег, что не уделяют ребенку должного внимания, не говоря уже о том, чтобы учить мальчиков забивать гвозди, а девочек пришивать пуговицы. Компенсировать данный пробел призван предмет технология.

Многие учащиеся сейчас погружены в виртуальный мир до такой степени, что это переходит в болезненную зависимость. Избавить их от этого могут помочь уроки технологии, переключив их внимание на интересные и полезные вещи, создаваемые своими руками, либо на социально значимые проекты.

Во время проведения уроков широко применяются здоровьесберегающие технологии. Как правило, на 80% они проходят в движении, чего не скажешь о математике или русском. Предмет развивает учащихся с практически направленными способностями. Современная школа должна создавать ситуации успеха при обучении для каждого ребенка. Уроки технологии как никакие другие подходят для этого.

Наблюдающийся упадок технологической подготовки учащиеся противоречит поставленной руководством страны задаче подъема на качественно новый уровень технологической базы производства нашей страны. Невозможно освоить нанотехнологии не владея более простыми технологиями.

В соответствии с новыми стандартами каждый школьный предмет в зависимости от своего содержания и организации учебной деятельности детей дает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Считаю, что во время проведения урока технологии возможно формирование всех видов универсальных учебных действий.

Рассмотрим некоторые из них:

Мотивация учебной деятельности

Для возникновения мотивации во время урока происходит внутриличностное соотношение требований учебной деятельности «надо» и внутренней потребности к действию – «хочу». Задача учителя – помочь выполнить поставленную задачу. Организовать ситуацию успеха, для возникновения внутреннего эмоционального состояния – «я могу».

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На данном этапе происходит выполнение пробных учебных действий, фиксация индивидуальных трудностей учащегося, выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднений.

При построении данного проекта учащиеся в коммуникативной форме согласуют план действий для решения поставленной задачи.

Реализация построенного проекта

После построения нескольких моделей реализации проекта, учащиеся должны выбрать оптимальную из них, согласовать свои действия и добиться цели. Данная работа должна вестись с проговариванием предложенных действий во внешней речи, обоснованием критериев своего суждения, достижения договоренности между участниками группы и, в итоге, согласования общего плана действий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Роль учителя в этой части урока – организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую активную познавательную деятельность.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Данный этап фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует самооценку учениками собственной учебной деятельности. Происходит соотношение цели учебной деятельности и ее результатов, намечаются дальнейшие цели деятельности.

Практический выход занятия

На данном этапе урока учащийся может оценить материальное выражение своей деятельности, получив готовое изделие, сравнить его с образцом и имеет возможность, проводя аналогичные действия повысить качество изделия.

Перечисленные выше этапы урока технологии, полностью соотносятся со стандартами нового поколения, используются во время проведения каждого урока технологии и, как никакой другой предмет, направлены на социализацию учащихся, развивают у них умение работать в группах и микрогруппах, вырабатывать конкретный материальный продукт.

Техника и философия техники. Термин «философия техники » был введен Э. Каппом , чья книга «Основания философии техники» издана в Германии в 1877 г. Один из родоначальников философии техники в России - русский инженер П.К. Энгельмайер (1855-1942) в начале ХХ века выпустил книгу «Философия техники», где попытался представить зарождение этой новой отрасли философской науки. Однако только в 70-х годах ХХ столетия была сформулирована программа философии техники как самостоятельной философской дисциплины, поскольку техника стала фактором, определяющим будущее человечества, и для мировой цивилизации было бы трагедией дальнейшее непродуманное ее развитие. Сформировалась необходимость критического философского анализа результатов технической деятельности, перспектив ее развития.

Среди ведущих философов техники ХХ века - Ф. Дессауэр, Х. Ленк, Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс . В числе российских исследователей философии техники наиболее известныВ.Г. Горохов, Б.И. Иванов, Б.И.Кудрин, И.А. Майзель, А.И. Ракитов, В.М. Розин, М.А. Розов, В.С. Стёпин, Д.М. Федяев, В.В. Чешев, С.В. Шухардин, и др.

Главные вопросы философии техники:

* Что такое техника?

* Что она может дать человеку и чего она лишает его?

* Каковы тенденции и социальные перспективы технической деятельности?

* Какова природа современного технического и информационно-технического мира?

Философия техники - весьма развитое направление современной философии, однако до наших дней не создано еще детально разработанной теоретической концепции техники и технического развития, нет даже обстоятельно разработанной системы основных понятий. Это относится и к пониманию самой техники.

Понятие “техника ” в системе философии проделало длительную эволюцию. Так, античные философы к области “techne” относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д. Греческое "техне" переводится как искусст­во, мастерство, умение. Для греческой цивилизации техне в качестве условия развития человека носит гуманистический характер, в то же время греки подметили и опасность техники для человека. Софокл писал о чудовищной силе, которую техника дала в руки человека и поставила его между добром и злом. Мысль Софокла звучит удивительно современно.

В XVII - XVIII вв. латинское “technica ars” (искусство умелого производства) во французский язык переходит как “technique”, а в немецкий как “technik”. Постепенно формируется классическое понимание техники как совокупности искусственно созданных объектов, прежде всего - орудий труда, машин. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается человеком. Произведенный человеком объект часто называют артефактом (лат. "артефактум" - искусственно сделанный). Техника в первом приближении и может быть определена как совокупность ар­тефактов.



Однако недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Непременным условием возникновения и развития техники служит технология . Она неразрывно связана с техникой как конкретный способ, как определенный алгоритм функционального соединения человека и техники. Чем менее развита техника, тем больше технологиче­ских функций выпадает на долю человека и наоборот.

Первоначально, на этапе ручного труда , техника имела в ос­новном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов че­ловека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машиниза­ции техника становится самостоятельной силой, труд механизи­руется. Техника как бы отделяется от человека, который сам становит­ся придатком машины, он дополняет ее возможности. На треть­ем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации на первый план выходит уже сила интеллекта чело­века, реализуемая посредством техноло­гии. Происходит объединение науки и технологии, следствием ко­торого является научно-технологический прогресс, современный этап которого называется часто научно-технической революцией.

В процессе осмысления современного научно-технического прогресса развивается содержание понятия “техника”. Одно из направлений современной отечественной философии техники, возглавляемое В.Г. Гороховым , включает в понятие “техника ”:

Совокупность технических устройств, артефактов - от простейших орудий до сложнейших технических систем;

Специфическую область знания - от специализированных рецептурно-технических знаний до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;

Область человеческой деятельности , направленную на создание технических устройств и их эксплуатацию;

Совокупность умений и навыков человека, составляющих особенности того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека в этой деятельности.

Таким образом, философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. В узком смысле техника есть совокупность артефактов, соз­даваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности, как это выявлено у В.Г. Горохова . Однако в этом случае понятие «техника» включает в свое содержание и технологию , что не позволяет с достаточной ясностью «развести» эти понятия. В дальнейшем изложении будем понимать технику, прежде всего, в ее узком смысле.

Единство человека и техники. В оценке феномена техники существует большое число подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специали­зированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием технических артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания техники и технологических цепей свою волю к власти. В рациональном подходе техника рассматривается как сознательно (рационально) ре­гулируемая деятельность человека.

Нетрудно видеть, что каждый из этих подходов подчеркивает в сущности техники гуманитарные, “человеческие” характеристики. Поэтому техника не может быть помещена лишь в систему природных закономерностей, вне и помимо социальных отношений она существовать не может.

Во-первых, само существование техники вызвано необходимостью удовлетворения именно социальных потребностей: производства материальных ценностей, оказания услуг и т. д. Во-вторых, приводит технику в действие, взаимодействует с нею, обслуживает ее человек . Поэтому свое собственное качество техники она приобретает лишь в системе “человек - техника”. Такого рода особенности характерны для любого вида техники: производственной, транспортной, медицинской, офисной и т.д.

Таким образом, техника содержит в более или менее развернутом виде социальную составляющую, личностный фактор. Поэтому развитие техники зависит, во-первых, от развития человека как ее потенциального члена . Во-вторых, развитие техники детерминируется развитием общества, поэтому социальная составляющая - неотъемлемый компонент ее сущности. В этом наглядно проявляется процесс социализации техники .

Однако необходимо учитывать и другую сторону процесса - "технизацию" человека. Пока наши предки из далекой человеческой предыстории противостояли природе сами по себе, они не отличались от человекообразных обезьян. Когда же они начинают противостоять природе с помощью системы искусственных орудий - первобытной техники, они становятся людьми. Поэтому можно сказать, что так же, как человек создает технику, так и техника создает человека, человеческие отношения.

Техника приобретает свое собственное техническое качество лишь во взаимодействии с эксплуатирующим ее человеком. Поэтому объектом профессиональной деятельности инженера являются не просто технические системы как созданные человеком артефакты, но системы «человек - техника».

В этом аспекте становится необходимым знать, какие качества человека оказываются решающими для наиболее эффективного функционирования технических систем. Подобного рода исследования проводятся в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других наук. Философия здесь играет, прежде всего, методологическую роль, определяя наиболее общие подходы к решению рассматриваемых вопросов. При этом оказывается, что спор между биологизаторством и социологизаторством приобретает сугубо прикладное техническое значение, ибо по-разному формирует задачи конструктору технических систем.

Методологически-техническое значение современной философской антропологии проявляется, прежде всего, в том, что она ориентирует инженера на учет как биологических, так и социальных качеств человека. Действительно, теория и практика усилителей низкой частоты стала необходимой, в частности, и потому, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Такая специфика соответствия человека и технического устройства в единой системе «человек - техника» как раз и учитывается в специальных отраслях технических наук.

Социальные аспекты человека приобретают техническое значение не только потому, что каждое техническое устройство предназначено для достижения определенных социальных целей. Социальное качество техники выявляется и в том, что инженер-проектировщик, создавая техническое устройство именно как компонент системы «человек - техника» фактически конструирует алгоритм деятельности человека в конкретной технической ситуации.

Сформировавшийся в современной философской литературе подход к соотношению человека и техники позволяет рассматривать их как универсальные парные категории социальной философии.

Технократический оптимизм и технопессимизм. В 1972 году международную сенсацию вызвало опубликование «Пределов роста» - первого доклада Римского клуба на основе результатов исследования под руководством американского ученого Д. Медоуза . Доклад опрокидывал все прежние представления о стабильности и благоденствии, о целях и перспективах человеческого существования. Вывод доклада: человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, избегнуть которой можно, лишь приняв меры по ограничению роста производства, добычи и переработки природных ресурсов. «Пределы роста» показали, что рост не может продолжаться бесконечно, что человечество должно отказаться от количества в пользу качества.

За четверть века учеными разных стран по инициативе Римского клуба подготовлено около 20 докладов по исследованию глобальных про­блем современности. Эти доклады обратили внимание мировой обществен­ности не только на непосредственные угрозы природе, которые исходят из узко понятого технического прогресса. Они поставили проблему изменения самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориента­ций. В известной мере сбылось предостережение русского философа В.В. Розанова (1856-1919), сделанное им в начале ХХ века: «Техника, присоединив­шись к душе, дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила. Появилась “техническая душа”... И вдохновение умерло...»

К середине ХХ столетия проблемы подобного рода осмысливались в технократических концепциях, или, как их называют по-иному, концепции технократического оптимизма . В социальной утопии Т. Веблена (1857-1929) “Инженеры и система цен” технические специалисты были представ­лены как бескорыстные служители идеи социального прогресса.

В работах Дж. Гэлбрейта “Новое индустриальное общество” и “Экономические теории и цели общества” (60-70-е годы) сформулировано понятие “техноструктуры ” как складывающейся в обществе иерархии технических специалистов - от рядового техника до руководителя сложного техниче­ского комплекса. По его мнению, техноструктура выступает как “носитель коллективного разума и коллективных решений”. Техницистские прогнозы долгое время считались достаточно реальными, ибо опирались на мощный поток научно-технического развития. Однако это развитие привело к обострению многих социальных проблем.

Поэтому концепции технократического оптимизма стали восприниматься и оцениваться критически. Такого рода оценка содержалась в ряде антиутопий («Утопия 14» К. Воннегута , «451 0 по Фаренгейту» Р. Бредбери, «О, дивный новый мир» О. Хаксли , «1984» Дж. Оруэлла «Мы» Е.И.Замятина и др.), которые показали, что изощренная техника начинает господствовать над человеком, подавляет его индивидуальность и свободу.

Философская критика технократии исходит из того, что абсолютизация роли техники и технологии неприемлема. Поэтому современная философия считает актуальным и необходимым обсуждение этических, нравственных аспектов технической, инженерной деятельности. Известный представитель немецкой “философии техники” А. Хунинг пишет: «Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими живыми существами и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере, причинить огромный ущерб».

Действительно, техника ныне приобрела относительную самостоятельность, и трудно определить, кто кому служит : техника человеку или человек - технике?

Рассуждая о природе техники, Хайдеггер часто говорил об извлечении потаённого. Кажется странным: что потаённого в том, что автомобиль требует хорошей дороги и гаража? Однако человек превратился в нечто, выполняющее требования технической реальности, которая развивается по своим объективным законам, используя человека, как муравей использует хвоинку.

Интересные аналогии проводит основатель новой теории техники (названной им «технетика») Б.И. Кудрин применительно к современному гаражному строительству: появилось техническое изделие - автомобиль, которое потребовало для себя многоэтажное сооружение для обеспечения приемлемых климатических условий во время отдыха автомобиля; гигиенических установок в виде душевых устройств с шампунями и растворителями. Авто, как индивид, разборчиво в питании. На этой основе реализовано расслоение на богатых и бедных. К жилью авто стало выдвигать эстетические требования, завершая переход от примитивной «ракушки» к многоэтажному кирпичному особняку с элементами псевдоготики. Владелец авто нередко делает подарок не любимой, а автомобилю.

Следовательно, техническое перестраивает окружающий мир в направле­нии, благоприятном для себя. Оно объективно проявляет свои потребности, ко­торые человек с неотвратимостью удовлетворяет.

Новые технологии делают жизнь человека удобнее, однако несут и негативные последствия для экологии и здоровья. О том, как к этому относятся люди из разных уголков мира, узнавали журналисты Великой Эпохи , когда спрашивали о том,

« идут на пользу или вредят людям?»

Сан-Франциско, США

Джереми Либаргер, 29 лет, менеджер

Я не знаю, что ответить: да или нет. Я думаю, это зависит от того, о какой именно технологии мы говорим. Люди используют технические достижения по-разному. Не думаю, что новые технологии сами по себе можно назвать плохими или хорошими. Люди могут использовать их как для осуществления чего-то хорошего, так и плохих действий. Но даже в таком контексте я не уверен, что мы можем назвать что-то однозначно отрицательным. Люди сейчас слишком поглощены новыми технологиями, и это, возможно, плохо, потому что это изолирует их друг от друга.

Киев, Украина

Константин Кальцев, 22 года, строитель

Они приносят пользу. Во всем пользу, в том числе в удобстве. Развитие в технологическом плане предупреждает экологические проблемы.


Карлсборг, Швеция

Инге Йоханссон, 62 года, инженер-механик

Я думаю, что в этом есть и хорошее, и плохое. Новые технологии могут помочь большому количеству людей, но многим могут и навредить. Например, есть хакеры, участвующих в финансовых преступлениях. Не так хорошо и то, что молодое поколение без этого жить не может. Чем старше люди, тем более взвешенно они могут эти технологии использовать. Они изредка пользуются электронной почтой.

Дубай, Объединённые Арабские Эмираты

Наташа Прадип, 21 год, контент-менеджер

Технический прогресс влияет на благосостояние людей прямо и косвенно. Деревья выкорчёвывают, чтобы на их месте открыть фабрики. В производстве всё чаще используется не наёмная сила, а передовое оборудование. Таким образом, увеличивается безработица, растут выбросы вредных испарений в атмосферу — негативных последствий технического прогресса, как правило, больше, чем положительных.


Лермонтов, Россия

Иван Шатров, 31 год, спортсмен/инструктор

Я считаю, что, в основном, новые технологии несут пользу. Но, конечно, высокотехнологичные новинки здесь доступны не многим, я имею в виду новые разработки в области медицины. Что касается других отраслей, мне трудно сказать.

Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Испания

Хуане Валерон Санчес, 58 лет, агентство по трудоустройству

Развитие новых технологий обеспечивает нас такими инструментами, которые позволяют легче выполнять наши ежедневные обязанности. Они обеспечивают нам доступ к большему количеству информации, необходимой для профессионального развития. Новые технологии позволяют выполнять нашу работу скорее и с меньшим количеством ошибок. Это привносит организованность в различные сферы деятельности, это улучшает нашу жизнь. Поэтому я считаю, что новые технологии очень полезны для человека.


Лима, Перу

Лидия Диас, 42 года, школьный учитель

Я думаю, что новые технологии приносят для человека и пользу, и вред одновременно. Пользу, потому что с помощью компьютеров мы можем узнать больше о том, как сохранить здоровье, как справиться с заболеваниями, как их предотвратить, чем лучше питаться. Дети могут найти информацию для домашнего задания. А вред развитие новых технологий приносит потому, что это вредит умственному развитию детей - они становятся ленивыми, не читают книг, впадают в зависимость от компьютеров. Я думаю, что технологии нужно развивать ещё больше - довести их до такого состояния, чтобы людям не нужно было работать, чтобы людей заменили машины.

Сан-Паулу, Бразилия

Хосе Карлос Берг, 50 лет, администратор

Эта техническая революция вредит обществу. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что негативные последствия проявляются у большинства молодых людей и детей - физическая активность у них заменяется сидением перед компьютером или телевизором, они едят сладости, что не идёт им на пользу. Это повышает уровень холестерина в крови и распространение такого заболевания, как диабет и другие.

Следите за всемирным опросом каждую неделю. Наши корреспонденты узнают у людей из многих уголков мира об их отношении к тем или иным вопросам.



Похожие публикации