Телевизоры. Приставки. Проекторы и аксессуары. Технологии. Цифровое ТВ

Могут быть использованы для решения. Проводим «мозговой штурм» вместе с детьми. Поиск причинно-следственных связей в SEO

Высокоидеальные решения получаются с использованием тех ресурсов, которые уже есть в системе. Если нужного ресурса нет, его зачастую можно получить, изменяя существующие. Например, если для решения задачи нужно использовать жидкость, а в наличии есть только твёрдые вещества, жидкость можно получить расплавлением. Находить, «вычислять» и задействовать ресурсы - это одна из важных составляющих умения решателя.


Ресурсы

ВИДЫ РЕСУРСОВ

Классификацию ресурсов полезно знать, чтобы вести их поиск не случайным образом, а системно. Различают энергетические и вещественные, пространственные и временные, информационные ресурсы.

Энергетические ресурсы. Практически в каждой ТС существуют источники энергии и силы - как явные, так и скрытые. Даже в такой простой ТС, как свая, можно обнаружить продольную и поперечную силы упругости материала, со-противляющиеся давлению, вес сваи, энергию, горения древесины. В надсистеме «река» есть кинетическая энергия движения воды, вес воды, сила Архимеда... При взаимодействии разных систем тоже могут порождаться определённые силы: давление потока на сваю, сила трения и нагрев соприкасающихся тел.

Вещественными ресурсами могут являться все вещества, которые есть в системе или её надсистемах. В задаче об удалении свай вещественным ресурсом можно считать воду в реке, канаты, тягловых лошадей, камни и песок на берегу и дне.

Пространственные ресурсы - это пространство, которое может быть полезно использовано, «пустота», особенности формы объектов, которые можно применить для изменения исходной системы или повышения эффективности её эксплуатации. Примером использования пространственных ресурсов может служить предложение полностью забивать сваи в дно. Ресурс здесь - пространство под дном, которое обычно не принимается в расчёт при решении.

Временные ресурсы - это промежутки времени, которые могут быть исполь-зованы для улучшения функционирования системы, для выполнения дополни-тельных операций. Классическим примером этого вида ресурсов является объ-единение времени выполнения двух различных операций, скажем, обработка объекта во время его транспортировки.

Отдельно нужно сказать об информационных ресурсах. Все перечисленные выше ресурсы могут считаться информационными, если они являются определёнными сигналами. Так, информационным ресурсом для опытного моряка служит завихрение воды над погружённым в воду предметом.

В реальных ситуациях далеко не всегда есть именно то, что необходимо для решения задачи. Изменение, модификация исходного ресурса с целью приведения его к нужному виду - важная часть работы решателя. Такого рода изменённые ресурсы называются производными. Например, целлюлоза, которая входит в состав свай, не может быть использована как ресурс, но после пропитки целлюлозы определёнными химикатами образуется состав, который может гореть под водой. При наличии такого производного ресурса сваи могут быть просто сожжены.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОИСКУ РЕСУРСОВ

В какой последовательности надо вести поиск ресурсов? Прежде всего со-ставляется «портрет» необходимого ресурса. Начинать поиск целесообразно с анализа самого объекта, подвергаемого обработке, затем используемой для выполнения работы системы, прежде всего, её рабочего органа. После этого ис-следуются возможности ближайших надсистем.

Например, нужно найти нечто, позволяющее убрать сваю из реки. Сначала рассматриваем ресурсы обрабатываемого объекта. Свая - это древесина, а значит, её можно сжечь, если пропитать специальным веществом. Свая имеет определённую частоту собственных колебаний, а значит, может быть разрушена при помощи резонанса. Затем идёт поиск ресурсов той системы, которую уже пыта-


триз

лись использовать для выдёргивания свай. Предположим, что это подъёмные механизмы на лодках. Изыщем возможности повышения эффективности их работы. Для этого можно рассмотреть возможность использования более мощных подъёмных механизмов, а можно подумать об увеличении подъёмной силы лодки или плота при освобождении их от балласта. Такой ресурс лодок, как площадь боковой поверхности, соединившись с напором течения, может обеспечить боковую силу, выламывающую сваю из дна. После этого переходим к ресурсам надсистем. Сваи находятся в реке, поэтому рассматриваем прежде всего ресурсы реки... Это не только сила и давление потока воды. Поиск пространственных ресурсов, в том числе на дне и под дном реки, может привести к новому решению - не вытаскивать сваю, а вбить её как можно глубже в дно, чтобы не мешала.

При поиске ресурсов важно преждевременно не вводить каких-либо ограни-чений. Иногда фантазийные на первый взгляд идеи приводят к самым интересным, неочевидным решениям.

Системный подход повышает надёжность поиска и позволяет планомерно рассматривать входящие в систему и надсистемы ресурсы и связи между ними.

Упражнение 9

Найдите ресурсы, которые можно использовать для решения поставленных ниже задач.

1. Для комфортного обитания в жилых помещениях требуется поддерживать определённую влажность. Как можно добиться этого без использования специальных устройств - увлажнителей воздуха?

2. Проколотая шина велосипеда - это проблема во время дальней поездки, если с собой нет велосипедной «аптечки». С помощью каких ресурсов на камеру велосипедного колеса можно поставить заплатку?

3. Использование стиральных порошков упрощает стирку белья, но слив сточной воды загрязняет окружающую среду. Какие ресурсы белья, воды, стиральной машины и её надсистем могут быть использованы для стирки без стиральных порошков?

4. Знакомство нового сотрудника с коллегами не всегда проходит быстро. Как повысить эффективность этого процесса с помощью ресурсов самого сотрудника, а также надсистем, в которые он входит?


РОТИВОРЕЧИЯ


ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Люди часто предъявляют комплексные требования к технической системе. Например, ТС должна быть надежна, проста в эксплуатации, легка, потреблять мало энергии. Мы хотим, чтобы автомобиль был быстрым безопасным и потреблял мало бензина, чтобы корабль был максимально прочным и при этом лёгким, чтобы телефон был миниатюрным и с удобной клавиатурой.

Но выполнить всю совокупность таких требований непросто. Сделали новый двигатель мощнее - это хорошо, теперь автомобиль может двигаться с большой скоростью! Но он стал потреблять больше топлива, а значит, стал менее эко-номичным. Изменили глушитель, ввели в него катализатор для нейтрализации газов - это хорошо, автомобиль стал более экологичным. Но при этом выросло сопротивление выхлопного тракта, а это плохо - снизилась мощность двигателя. Получается, что новые решения могут иметь и нежелательные последствия. Чтобы учесть это при решении изобретательских задач, в ТРИЗ изобретателькую ситуацию формулируют в виде технического противоречия.


Похожая информация.


  • * формирование нового стереотипа поведения, которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека (например, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка, элементы совместной игры у застенчивого ребенка и др.),
  • * закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения.
  • * уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа;
  • * поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.

Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция. В этом направлении центральное место отводится воздействию на целостную организацию личности. В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в себя когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, получили развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когнитивной модификации поведения.

В последние годы это течение находит все больше сторонников. Одно из последних достижений поведенческой психотерапии - снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз. Открытый в 1987 г. (Ф. Шапиро), этот метод хорошо зарекомендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия и т.д.

В рамках этого подхода разработан ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются следующие задачи:

  • *построение новых стереотипов поведения;
  • *угашение имеющихся неадаптивных стереотипов;
  • *облегчение проявления слабо представленных в репертуаре клиента стереотипов.

Для поведенческой коррекции характерно следующее:

  • * стремление психолога оказать помощь клиентам, чтобы они реагировали на жизненные ситуации так, как хотят сами, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения или исключению нежелательных способов реагирования;
  • * отсутствие требования изменить эмоциональные отношения и чувства клиента;
  • * наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия;
  • * жалобы клиента рассматриваются не как симптомы лежащей за ними проблемы, а как значимый материал, на котором фокусируются коррекционные воздействия;
  • * психолог и клиент договариваются о специфических целях коррекции, понимаемых таким образом, что и клиент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты.

Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д.

В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.

Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.

Важнейшим моментом выступает выработка готовности к применению новых форм поведения. Поскольку коррекции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает формирование оптимальных поведенческих навыков. А психические расстройства различного типа рассматриваются как формы неадаптивного поведения.

Поисковая модель должна быть способна к «самокалибровке». То есть она должна быть способна взять свои алгоритмы, их удельный вес и сравнить смоделированные данные с общедоступными поисковыми системами, чтобы выявить наиболее точный поисковый механизм, позволяющий смоделировать любую среду.

Однако анализировать тысячи параметров, пытаясь найти наилучшее их сочетание – это астрономически дорого в плане вычислительной обработки, а также очень сложно.

Так как же, в таком случае, создать самокалибрующуюся поисковую модель? Выходит, единственное, что нам остается – обратиться за помощью к… птицам. Да-да, вы не ослышались, именно к пернатым!

Оптимизация с использованием роя частиц (PSO)

Нередко случается так, что грандиозные проблемы находят самые неожиданные решения. Так, например, стоит обратить внимание на оптимизацию с использованием роя частиц, которая представляет собой метод искусственного интеллекта, впервые упомянутая в 1995 году и базирующаяся на социально-психологической поведенческой модели толпы. Техника на самом деле смоделирована на основе концепции поведения птиц в стае.

На самом деле все алгоритмы, работающие на правилах, которые мы создали сегодня, по-прежнему не могут быть использованы для поиска хотя бы приблизительных решений самых сложных проблем численной максимизации или минимизации. Зато используя такую простую модель как птичья стая, вы сразу же сможете получить ответ. Мы не раз слышали ужасающие прогнозы о том, как однажды искусственный интеллект захватит наш мир. Однако в данном конкретном случае он как раз-таки становится нашим ценнейшим помощником.

Ученые занимались разработкой и реализацией множества проектов, посвященных Роевому интеллекту. Так, в феврале 1998 года был запущен проект «Millibot», ранее известный как «Cyberscout» - программа, задействованная морской пехотой США. Cyberscout был, по сути, легионом крошечных роботов, которые могли внедряться в здание, охватывая всю его территорию. Способность этих высокотехничных крох общаться и передавать между собою информацию дала возможность «рою» роботов действовать как единому целому организму, превращая весьма трудоемкую задачу по исследованию целого здания в неторопливую прогулку по коридору (у большинства из роботов была возможность проехать не более пары метров).

Почему это работает?

В PSO действительно классным является то, что методика не делает решительно никаких предположений о той проблеме, которую вы пытаетесь решить. Она представляет собой нечто среднее между основанным на правилах алгоритме, пытающимся выработать решение, и нейронных сетях искусственного интеллекта, которые ставят своей целью исследовать проблематику. Таким образом, данный алгоритм – это компромисс между исследовательским и эксплуататорским поведением.

Не имея исследовательскую природу, этот оптимизационный подход, алгоритм, несомненно, превратился бы в то, что статистики называют «локальным максимумом» (решение, которое представляется оптимальным, но не является таковым на самом деле).

В первую очередь вы начинаете с ряда «стай» или догадок. В поисковой модели это могут быть различные весовые коэффициенты скоринговых алгоритмов. К примеру, имея 7 разных входов, вы начнете, как минимум, с 7 различных предположений относительно этих весов.

Идея PSO состоит в том, чтобы каждое из этих предположений находилось как можно дальше от остальных. Не вдаваясь в 7-мерные расчеты, вы можете использовать несколько техник, чтобы убедиться, что ваши отправные точки являются оптимальными.

После этого вы начнете развивать свои догадки. В ходе этого вы будете имитировать поведение птиц в стае в ситуации, когда возле них оказалась пища. Одна из случайных догадок (стай) окажется ближе других, и каждая последующая догадка будет скорректирована на основании общей информации.

Визуализация, показанная ниже, наглядно демонстрирует данный процесс.

Реализация

К счастью, существует целый ряд возможностей для реализации данного метода в разных языках программирования. И самое замечательное в оптимизации с использованием роя частиц то, что ее легко претворить в реальность! Техника имеет минимум параметров настройки (является показателем сильного алгоритма) и очень небольшой список недостатков.

В зависимости от вашей проблемы, реализация задумки может оказаться в локальном минимуме (не является оптимальным решением). Вы можете легко исправить это путем внедрения топологии соседства, которая быстро сведет цикл обратной связи к лучшим из близлежащих предположений.

Основная часть вашей работы будет состоять в разработке «приспособленческой функции» или алгоритма ранжирования, который вы будете использовать для определения степени близости к целевой корреляции. В нашем случае с SEO мы должны будем соотносить данные с неким заданным объектом вроде результатов Google или любой другой поисковой системы.

Если у вас есть работающая скоринговая система, ваш алгоритм PSO будет пытаться максимизировать показатели через триллионы потенциальных комбинаций. Скоринговая система может быть такой же простой, как выполнение корреляции Пирсона между вашей поисковой моделью и результатами поиска пользователей сети. Или же она может стать такой же сложной, как одновременное задействование этих корреляций и присвоение баллов каждому конкретному сценарию.

Корреляция относительно «черного ящика»

В последнее время многие сео-оптимизаторы пытаются выполнять корреляцию относительно «черного ящика» Google. Эти усилия, конечно, имеют право на жизнь, однако являются все же достаточно бесполезными. И вот почему.

Во-первых, корреляция не всегда подразумевает наличие причинно-следственной связи. Особенно если точки входа в ваш черный ящик располагаются не слишком близко к точкам выхода. Давайте рассмотрим это на примере, когда точки входа располагаются очень близко к соответствующим им точкам выхода - бизнес по перевозке мороженного. Когда на улице тепло, люди покупают больше мороженного. Здесь легко увидеть, что точка входа (температура воздуха) тесно привязана к точке выхода (мороженное).

К сожалению, большинство сео-оптимизаторов не используют статистическую близость между своими оптимизациями (входами) и соответствующими им поисковыми результатами (выходами).

Более того, их входы или оптимизации находятся перед компонентами обхода в поисковой системе. Фактически типичная оптимизация должна пройти через 4 уровня: обход содержимого, индексирование, скоринг и, в конечном итоге, уровень запроса в реальном времени. Попытка корреляции подобным способом не может дать ничего кроме напрасных ожиданий.

На самом деле, Google обеспечивает существенный коэффициент шума, подобно тому, как правительство США создает шум вокруг своей сети GPS, в силу чего гражданские лица не имеют возможность получать такие же точные данные как военные. Это называется уровнем запросов в реальном времени. И этот пласт становится серьезным сдерживающим фактором для тактики SEO-корреляции.

В качестве примера здесь можно привести садовый шланг. Находясь на скоринговом слое поисковой системы, вы получаете взгляд компании на то, что происходит вокруг. Вода, выходящая из садового шланга, организованна и предсказуема – то есть вы можете изменить положение шланга и предсказать соответствующее изменение движения потока воды (результаты поиска).

В нашем случае слой запросов распыляет эту воду (результаты поиска) в миллионы капелек (вариации результатов поиска), зависящих от пользователя. Большинство изменяющихся сегодня алгоритмов возникают на основе уровня запросов с тем, чтобы для того же количества пользователей произвести большее количество вариаций поисковых результатов. Алгоритм Колибри от Google является одним из примеров. Сдвиги на уровне запросов позволяют поисковым системам генерировать больше торговых площадок для своих PPC-объявлений.

Уровень запросов – это взгляд пользователей, а не компании на то, что происходит. Следовательно, корреляции, выведенные таким образом, будут крайне редко иметь причинно-следственные связи. И это при условии, что вы имеете один инструмент, чтобы находить и моделировать данные. Как правило же, сео-оптимизаторы используют целый ряд входных данных, что будет способствовать повышению шумов и снижению вероятности поиска причинно-следственной связи.

Поиск причинно-следственных связей в SEO

Чтобы получить корреляцию для работы с моделью поисковой системы нужно как можно значительнее затянуть входы и выходы. В модели поисковой системы входные или переменные данные должны находиться в скоринговом слое или над ним. Как это сделать? Мы должны разбить черный ящик поисковой системы на ключевые компоненты, а далее построить модель поисковика с нуля.

Оптимизировать выходы даже сложнее в силу ужасающих шумов, возникающих из-за слоя запросов в реальном времени, который за счет каждого пользователя создает миллионы вариаций. Как минимум, нам нужно будет сделать такие входы для нашей модели поисковой системы, которые будут располагаться перед обычным слоем с вариациями запросов. Это гарантирует, что хотя бы одна и сравниваемых сторон стабильна.

Построив модель поисковой системы с нуля, мы сможем отображать результаты поиска, идущие не от уровня запросов, а прямо от скорингового слоя. Это даст нам более стабильную и точную взаимосвязь между входами и выходами, которые мы пытаемся соотнести. И тогда благодаря этим прочным и показательным связям между входами и выходами корреляция станет отражать причинно-следственную связь. Сделав акцент на одном входе, мы получим прямую связь с теми результатами, которые мы видим. Затем мы сможем сделать классический seo-анализ, чтобы определить вариант оптимизации, который будет выгоден для имеющейся модели поисковой системы.

Итоги

Ситуации, когда какая-нибудь простая вещь в природе приводит к научным открытиям или технологическим прорывам не может не восхищать. Имея модель поисковой системы, которая позволяет нам открыто соединить скоринговые входы с не персонализированными результатами поиска, мы можем связать корреляцию с причинно-следственной связью.

Добавьте к этому оптимизацию методом роя частиц, и вы имеете технический прорыв – самокалибрующуюся поисковую модель.

Важнейший компонент профессиональной компетентности консультанта - выбор и адекватное применение конкретной техники для решения конкретной задачи консультирования. Некоторые техники являются универсальными, по некоторые могут быть использованы лишь на определенном этапе или для решения конкретной задачи. Рассмотрим подробнее использование техник на различных этапах консультирования.

1. Вступление в контакт. Начало беседы.

На этом этапе важно установить хороший консультативный контакт с клиентом. Когда клиент заходит в кабинет, можно встать, пропустить его вперед и предложить присесть в любое из кресел.

Возможность выбрать кресло помогает клиенту почувствовать себя более свободно и в то же время ответственно в данной ситуации. Консультант занимает свое место или после клиента, или одновременно с ним. Лучше не начинать говорить, пока клиент не сел и не почувствовал себя комфортно.

Не следует слишком суетиться, предлагать свою помощь. Поздороваться с клиентом лучше нейтрально - просто "Здравствуйте". Не надо говорить: "Я рад вас видеть", "Добрый день", - это может создать у клиента ощущение отсутствие эмпатии со стороны консультанта, так как для него этот день может быть "не добрым".

Перед тем, как начать беседу, можно сделать паузу 45-60 с, чтобы клиент огляделся, собрался с мыслями и "обустроил" свое личное пространство.

Начало беседы. Задачи на данном этапе консультирования:

  • 1) знакомство с клиентом по имени - равенство имен "Давайте познакомимся, как мне вас называть?" Ориентироваться на его представление, называя себя;
  • 2) объяснение, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать: "Я - психолог, советов не даю, лекарств не выписываю. Я помогаю людям, разговаривая с ними и помогая им увидеть ситуацию с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и принять решение или изменить свое поведение". Добавить гарантию анонимности;
  • 3) если клиент сомневается, сможет ли консультант ему помочь, можно ответить: "Давайте попробуем", - но не обещать гарантированной помощи;
  • 4) предложение клиенту рассказать о своих проблемах: "Слушаю вас внимательно", "Расскажите, что вас сюда привело". Не следует употреблять слово "проблема", не нужно акцентировать особенности ситуации - "не бойтесь" (такая фраза подразумевает, что здесь есть, чего бояться, и увеличит тревогу у клиента);
  • 5) на этапе установления контакта может проявиться сопротивление клиента консультированию: он говорит, что вы слишком молоды, не подходите ему и т.п. В этом случае можно предложить продолжить, пообещав, что если возникнет необходимость, он может обратиться к другому психологу. Можно заготовить фразу, например такую: "Психология - это наука, поэтому мои личные особенности не играют такой большой роли, гораздо важнее моя квалификация, которую вы можете оценить, лишь начав со мной работать" ;
  • 6) если клиент уходит от темы в рассуждения об общих вопросах, что также является проявлением сопротивления. Можно спросить: "А почему вас это волнует?" Это поможет выйти на его личную проблему;
  • 7) если клиент требует вызвать мужа, ребенка, подчиненного на прием, необходимо объяснить ему, что психолог работает только с тем, кто пришел и обратился за помощью: "Я работаю только с тем, кто сам пришел за помощью".
  • 2. Расспрос клиента.

Этап расспроса включает в себя две фазы. На первой фазе происходит сбор информации и формулировка консультативных гипотез, на второй - консультант проверяет консультативные гипотезы.

Первая фаза расспроса. Формулирование консультативной гипотезы. На этом этапе задача консультанта - как можно лучше разобраться в проблемах клиента, понять, с чем связаны конфликты и тревоги. На данном этапе используются открытые вопросы, техники эмпатичсского (нерефлексивного) слушания. Позиция психолога на этом этапе расспроса внешне пассивная, но при этом происходит активная внутренняя работа по анализу проблемы и формулированию консультативных гипотез.

Направления работы психолога-консультанта на данном этапе следующие:

  • 1) поддержание контакта. Средства - техники эмпатичсского слушания. На этом этапе важно придерживаться принципа принятия клиента;
  • 2) стимулирование клиента на дальнейший рассказ. Средства - открытые вопросы. Следует опросить клиента по следующей схеме: история возникновения проблемы (когда и в связи с чем появилась), отношения клиента со всеми действующими лицами, их отношение к проблеме, мнение человека о причинах проблемы, ухудшения и улучшения ситуации, с чем связаны, почему именно сейчас обратился в консультацию;
  • 3) структурирование беседы. У клиента должно быть логичное представление о том, что и зачем обсуждается. Задавая вопрос, необходимо кратко пояснить, почему это необходимо обсудить. Используется также комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного;
  • 4) осмысление того, что говорит клиент - это внутренняя работа психолога. Психологу важно быть активным и понимающим на протяжении всего разговора, помнить имена, даты, детали. Можно записывать какие-то детали, но с разрешения клиента.

Для лучшего запоминания можно вслух или про себя повторять последние перед паузой слова клиента.

Всего процесс расспроса длится 25-35 мин, первая фаза - 15-20 мин.

Вторая фаза расспроса клиента. Проверка консультативных гипотез. После того как гипотезы сформулированы, начинается этап их проверки.

Гипотеза - это попытка понять ситуацию клиента, связка "проблема - причина". Гипотеза формулируется психологом на основе его теоретических знаний о механизмах функционирования психики с использованием той или иной теоретической модели.

Гипотезы формулируются психологом на профессиональном языке "для себя". Вербально выраженная для клиента и на языке клиента гипотеза - это интерпретация.

На этом этапе характер вопросов консультанта меняется. Цель вопросов - уточнение возникших у консультанта идей относительно консультативных гипотез, поэтому вопросы становятся более точными и конкретными, появляется больше закрытых вопросов. Таких же точных и конкретных ответов психолог добивается от клиента.

Основной прием проверки консультативных гипотез - анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его поведение. При этом анализируется, когда именно и в связи с чем возникла ситуация, где именно происходила, кто участвовал, что конкретно говорили и делали, что чувствовал клиент, что думали и чувствовали другие, чем ситуация окончилась, какие имела последствия, на что оказала влияние.

Позиция психолога на этом этапе расспроса более активная, он может предлагать альтернативы, задавать детализирующие вопросы, стимулировать память клиента.

У клиентов часто возникают трудности при ответе на вопросы о чувствах. Для преодоления этих трудностей можно использовать альтернативные вопросы. Когда речь идет о переживаниях других, можно сказать, что достаточно предположений клиента о том, что чувствовал партнер.

Важно разобрать два-три таких конкретных примера. Если во всех ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения или переживаний клиента, гипотезу можно считать подтвержденной или опровергнутой.

Принципы отбора ситуаций для анализа:

  • 1) содержание ситуации должно быть связано с содержанием жалобы клиента;
  • 2) ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента;
  • 3) ситуации должны быть достаточно развернутыми.
  • 3. Оказание психокоррекционного воздействия. Интерпретация.

Так как большинство клиентов приходит лишь на одну консультацию, важно постараться даже за одну консультацию достичь каких-то значимых результатов. Поэтому консультация включает в себя элементы воздействия на клиента.

Воздействие не может носить форму совета или рекомендации. Какие же возможности остаются у консультанта за столь короткое время?

В рамках консультации возможно использовать следующие техники воздействия:

  • 1) акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности при помощи комментариев: "В начале нашей беседы вы жаловались на то, что начальник часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали несколько ситуаций, в которых вы сами выступали инициатором конфликта, а он искал пути примирения. Что вы по этому поводу думаете?";
  • 2) задача - еще раз проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основного вопроса: "Чего добивается клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом?";
  • 3) воздействие реализовано, если в сознании клиента выстроена цепочка событий: чувство клиента (потребности в любви, власти) - неадекватные средства - негативная реакция партнера;
  • 4) роль консультанта - помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, критически оценив их, выбрать тот вариант поведения, который является наиболее подходящим;
  • 5) опираться на то, насколько клиент готов к изменениям, подчеркнуть, что реальные изменения необходимы;
  • 6) один из приемов воздействия - взглянуть на ситуацию глазами других людей: "А как он относится к этому?"
  • 4. Завершение беседы и выход из контакта.

Задачи данного этапа следующие.

  • 1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего). Необходимо выстроить логику сеанса для клиента в трех-четырех предложениях, после этого нужно выдержать паузу, дать клиенту возможность отреагировать.
  • 2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами - назвать свои часы приема, дать визитку. Специалисты - психиатры и юристы. Принятие решения о том, что контакты продолжатся. Сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько встреч понадобится. Дать домашнее задание.
  • 3. Прощание. Прощание не должно выглядеть формальным, необходимо проводить клиента до двери, сказать ему несколько теплых слов. Обращение по имени дает ощущение того, что работа прошла успешно. Важно избегать потока клиентов. Если клиент недоволен - сформулировать еще раз, с чем, по-вашему, связана его неудовлетворенность, порекомендовать что-то. Важно в любой ситуации оставаться профессионалом, признавая ограничения своей компетенции, не вступать с клиентом в излишние споры.

Обобщенно соотношение техник и этапов консультации представлено в табл. 1.5.

Таблица 15

Этапы и техники психологического консультирования

Особенности проведения консультации, состоящей из нескольких встреч. В серии консультаций, состоящих из нескольких встреч, можно выделить три ключевых периода.

  • 1. Первая встреча. На ней устанавливается контакт с клиентом, формулируется запрос клиента.
  • 2. Последующие встречи. Продолжение проработки проблемы.
  • 3. Завершение консультирования.

Особенности проведения первой встречи с клиентом. На первой встрече с клиентом необходимо решить следующие задачи.

  • 1. Установление контакта с клиентом.
  • 2. Устранение беспокойства клиента в начале беседы. Нужно обсудить чувства, которые испытывает клиент.
  • 3. Ознакомление клиента с процедурой консультирования. Подчеркнуть зависимость успеха процесса консультирования от сотрудничества между консультантом и клиентом. Это уменьшает тревогу.
  • 4. Выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил. У клиента, направленного другим специалистом, сформировать "гештальт" сотрудничества. Выслушать его заново, даже если коллега рассказал вам о сути проблемы клиента.
  • 5. Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть неопределенным: "Что вас привело?"; "С чего вы хотели бы начать?"
  • 6. В начале избегать конкретности, актуальные вопросы держать в голове.
  • 7. Выслушивая, определять основную тему, круг проблем.
  • 8. Заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность.
  • 9. Не стараться сразу освободить его от страданий. Он должен уйти с болезненным пониманием, что надо что-то менять в своей жизни.

Цели первой консультации:

  • 1) поощрять открытое общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить;
  • 2) продвигаться в направлении более глубокого понимания клиента;
  • 3) настроить клиента на полезность каждой встречи;
  • 4) передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем;
  • 5) обозначить направления дальнейшей работы;
  • 6) объяснить, почему надо встречаться несколько раз.

Па первой встрече в основном собирается информация, происходит выделение основной проблемы.

Для первой встречи характерна большая активность консультанта.

Последующие встречи могут начинаться с обсуждения того, что произошло за неделю, или "домашнего задания".

Особенности следующих встреч:

  • 1) они должны нагляднее показать клиенту характер разделения ответственности;
  • 2) поощрять его выбирать тему самому, а не ждать вопросов консультанта;
  • 3) можно спросить: "О чем вы думали, направляясь на сегодняшнюю встречу?"

Завершение консультирования. Вопрос о прекращении встреч клиент и психолог решают вместе.

Последняя встреча включает в себя подведение итогов и установление важнейших результатов консультирования. Лучше, чтобы это сделал сам клиент, так как только он способен сформулировать действительные результаты. Консультант должен помочь клиенту точнее и конкретнее обозначить изменения, которые произошли за период консультирования. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом происшедших перемен.

Возможно, однако, несовпадение мнения клиента и психолога:

  • 1) психолог считает, что пора закончить консультирование, а клиент к этому не готов и требует еще консультаций. В этом случае необходимо разобраться в причинах и степени желания клиента продолжать. Часто такая реакция означает возникновение зависимости клиента от консультанта и стремление клиента к окончательному разрешению проблем, реакции переноса. До окончательного выяснения причин и проработки переносных реакций консультирование нельзя прерывать, или же следует переадресовать клиента психотерапевту;
  • 2) клиент хочет прекратить консультирование, психолог же считает, что еще рано, проблема еще не проработана. Причиной такой ситуации может быть неудовлетворенность клиента консультативным контактом или расхождение целей клиента и консультанта: клиент добивается краткосрочных целей, тогда как консультант - перспективных. Приоритет в этом случае отдается целям клиента.

После завершения консультирования нужно обсудить вопрос о необходимости встреч по окончании консультирования, дать клиенту возможность обращения в случае необходимости. Но если консультирование было эффективным, у клиента не возникнет в этом потребности.

Советы начинающему консультанту

  • 1. Преодоление напряжения. Не вытеснять тревогу, а обозначить ее и принять. Не оценивать себя и не причислять к категории. Выяснить, какие ситуации вызывают ощущение угрозы, и поначалу меньше с ними сталкиваться.
  • 2. Оставаться самим собой. Не растворяться в профессиональной роли, сохранять свою аутентичность. Не ориентироваться только на профессиональные знания. Не ставить нереалистических притязаний.
  • 3. Стремиться к внутренней интеграции - синтезу профессиональных навыков с личной идентичностью.
  • 4. Вместо жажды совершенства стремиться к мастерству. Не надеяться на успех с каждым клиентом. Осознавать свою ограниченность.
  • 5. Быть добросовестным - иметь мужество признаваться в незнании, когда не знаешь. Не обманывать себя.
  • 6. Не следует ожидать быстрых результатов. Невозможно решить проблемы за одну-две встречи. Необходимо уметь ждать в условиях неопределенности. Подлинные результаты могут стать видны намного позже окончания консультирования.
  • 7. Путь к развитию лежит через страдания - не стараться избавить клиента от страданий во что бы то ни стало. Задача консультанта - помочь клиенту осознать свободу действий, придать его страданиям конструктивное направление. Он должен уйти более уверенным в себе, но с болезненным пониманием, что надо что-то менять в своей жизни.
  • 8. Иногда ставить под вопрос собственную эффективность, позволять себе испытывать бессилие и вообще сомневаться в целесообразности консультирования.
  • 9. Не растворяться в проблемах клиента, отключаться после его ухода.
  • 10. Не морализировать и не поучать.
  • 11. Не давать советов и поспешных решений. Причины:
  • 1) раздача советов нарушает автономию личности;
  • 2) увеличивает зависимость клиента от консультанта;
  • 3) увеличивает неразбериху в его голове.

Но давать советы, когда клиент не способен сделать выбор и представляет повышенную опасность для себя и окружающих.

  • См.: Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Кочюнас Р. Психологическое консультирование. С. 127-141
Это краткосрочный вариант когнитивно-поведенческой терапии в среднем 6-12 сессий. Главный фокус направлен на ограниченное число проблем пациента. Специфика лечения требует ограничения количества сессий в связи с этим пациент должен быть мотивирован, усердным и использовать дополнительные материалы для чтения (библиотерапия) и выполнять домашние задания для оказания помощи себе и росту терапевтического эффекта.
BRIEF-СВТ может варьироваться и проектироваться в зависимости от проблемы пациента.
Психотерапевт гибко определяет длительность и программу лечения в зависимости от актуальной проблемы пациента. Краткосрочная форма терапии может использоваться как дополнительный стимул для пациентов и психотерапевтов для эффективности и результативности лечения . Тем не менее точная продолжительность лечения, вероятно будет определяться множеством факторов.
Психотерапевт жестко не придерживается определенному расписания прогресса терапии, наоборот психотерапия должна строиться более гибко и адаптивно для пациента. Например, часто бывает полезно работать в рамках ограниченных сессий , где пациент проходит 5-6 сессий активного лечения , за которым следует одна или более последующих сессий, которые проводятся с длительным интервалом после активной фазы лечения (например раз в 2 недели, далее 1 раз в 3-4 недели).
Некоторые проблемы пациентов подходят для лечения в рамках BRIEF-КПТ. На рис. 1, мы приводим проблемы пациентов, которые могут и не могут быть решены с помощью данного вида терапии.

Рис. 1 Примеры пригодных и непригодных проблем для BRIEF-КПТ
Данные проблемы поддаются BRIEF-КПТ и включают не только лечение тревожных и депрессивных расстройств. Она может быть использована для решения задач, нацеленных на конкретные симптомы (например, депрессивное мышление) или изменения образа жизни (например, решение проблем, релаксацию).
BRIEF-КПТ особенно является полезной в условиях первичной медицинской помощи для пациентов с тревогой и депрессией связанные с ухудшением качества жизни. Пациенты обращаются к врачу часто с острой проблемой психического здоровья и на месте врачу требуется разрабатывать стратегии выхода из этой проблемной ситуации.
BRIEF-КПТ может быть использована для повышения регулирования проблем самим пациентом.
Проблемы, которые могут быть рассмотрены в первичной медицинской помощи с применением данного вида терапии включают, но не ограничиваются диетой, физическими упражнениями, соблюдением приема лекарств, проблемами психического здоровья. Основное направление - это вектор как справиться с дискомфортом и последствиями болезни (хронической болезни) .
Пограничные личностные расстройства и антисоциальное расстройство личности, как правило, не подходят для BRIEF-КПТ из-за распространенных социальных, психологических и проблем взаимоотношения пациентом c этим расстройством. Важно учитывать, что у пациента могут быть коморбидные расстройства, которые могут препятствовать прогрессу в терапии .
Например , пациент (41 год, мужчина) с наркотической зависимостью у которого наблюдается выраженная витальная депрессия с преобладанием панических атак ему требуется более комплексный и бригадный подход к лечению, чем краткая форма. Требуется высокий уровень и регламент терапии. Однако, BRIEF-КПТ может быть использовано для пациентов в решении конкретных проблем (негативного поведения) или сочетаться с более интенсивным лечением.

Примечания к проведению BRIEF-КПТ

1. Наличие сильной мотивации к изменению и целей лечения.
2. Планирование времени и обязательств выполнения заданий (пациент готов выделять время и силы для терапии и выполнении домашних заданий)
3. Понимание того, что стресс приводит к нарушению качества жизни (слишком много стрессоров могут привести к дезорганизации в жизни и в связи с этим нужно развивать у себя навыки кризисного совладания с проблемами).
4. Когнитивное функционирование и уровень образования (средне специальное – высшее) с целью выполнения домашних заданий, способность работать независимо от терапии.
5. Тяжесть психопатологических синдромов. Пациенты с сопутствующей психопатологией могут быть более трудными для лечения в краткосрочной терапии. Кроме того, некоторые условия, такие как злоупотребление психоактивными веществами или серьезное психическое заболевание требует целенаправленного и более интенсивного лечения . Многолетние межличностные проблемы часто требуют более длительные лечения с включением бригадного подхода.

Что такое решение проблем, и почему это важно в терапии?

Методики по решению проблем обычно включают в себя процесс, посредством которого пациент совместно с психотерапевтом пытается определить эффективные средства для борьбы с проблемами повседневной жизни. Эти методики часто включает в себя набор последовательных шагов для анализа проблемы, определения вариантов ее преодоления, оценки вариантов, разработки плана и стратегий для реализации этого плана.
Стратегии решения проблем могут быть использованы в широком спектре проблем:
  • депрессивный спектр
  • тревожные состояния и расстройства
  • гнев и агрессия (на себя и других)
  • стресс-менеджмент (совладание с раздражительностью, усталостью)
  • совладание с соматическими заболеваниями и их последствиями (например, болевой компонент, астенический компонент, построение графика приема фармакотерапии и отслеживание побочных эффектов)
  • наркомания и другие формы аддикций (разработка рецидивных планов)
  • отношения с другими людьми / семейные трудности
Терапия решения проблем направлена на обучение пациента навыкам, которые помогают ему выстраивать гибкий (не жесткий!) контроль над жизненными проблемами, которые ранее им считались подавляющими или неуправляемыми. Таким образом решение проблем может помочь в практическом решении проблем, а также выработки эмоционально-ориентированных копинг-стратегий. Например, усиление контроля или переключение фокуса внимания с негативных автоматических мыслей на телесные ощущения при сильном стрессе с увеличением оптимизма (в рамках Mindfulness-based cognitive therapy).

Когда использовать? (показания / противопоказания)

Использовать данные интервенции следует когда мысли и убеждения пациента носят дезорганизующий или малоадаптивный вектор, и самим пациентом ставятся под сомнения. Когда негативная автоматическая мысль или убеждение не являются истинными и ситуация остается неизменной и выступает в форме дистресса. Кроме того, решение проблем может быть использование в качестве корневой линии при изменении взгляда на ситуацию и автоматические мысли. Особенно анализ проблемной ситуации хорошо применяется в работе с негативными автоматическими мыслями связанными с «вредными» стрессовыми ситуациями.
Решение проблемы может быть особенно эффективным, когда у пациента есть конкретная проблема (выделена проблема) и она может решаться и быть реализована непосредственно в реальном действии (пройти проверку реальности).
Принцип конкретности в действии позволяет определять и изменять проблему пациента, предлагая различные пути ее решения. Решение проблем работает лучше всего, когда есть ряд практических решений оформленных по принципу «шаг за шагом».
Например , пациент жалуется на социальную изоляцию, скорее всего тут мы имеем потенциальный веер решений этой проблемы (например, позвонить другу, написать другу, присоединиться к группе, участвовать в социальных общества). Однако стоит учитывать, является ли эта проблема для пациента актуальной. В связи с этим можно использовать термометр проблемных реакций пациента, что показано на рис. 2

Рис. 2 Термометр проблемных реакций
Примеры проблем, подходящих для решения задач включают в себя:
1) Как общаться с партнером (близким человеком) о трудных вопросах;
2) Как лучше справиться с функциональными ограничениями в состоянии здоровья. Например, после перенесенной операции или предстоящей операции;
3) Как уменьшить социально-экономические трудности;
4) Как начать писать диплом не откладывая его написание на потом (вопросы прокрастинации и перфекционизма).
Психотерапевту важно понимание, что не вы отвечаете за пациента на эти проблемные вопросы, а помогаете ему найти свои собственные ответы. Психотерапевт является посредником, который обладает технологиями решения проблем, но только в совместной деятельности с пациентом можно разработать формы решения проблемы актуальной для пациента.
Интервенции решения проблем могут быть трудными для следующих пациентов:
1) С серьезными психическими заболеваниями (психотические расстройства (параноидное расстройство), биполярное расстройств)
2) С тяжелой депрессией (особенно с тоскливым аффектом и стремлением к разработке страдания), которым может потребоваться более целенаправленная психотерапевтическая работа или фармакотерапия.
3) Пациенты имеют когнитивные и социальные трудности (например, лица с нейрокогнитивным дефицитом)
4) С проблемами, которые в значительной степени носят эмоциональный характер. Например, пациент, который чувствует себя некомпетентным в работе и часто чувствует, что другие чрезмерно могут быть к нему критичны.

Терапия решения проблем (PST)

В терапии решения проблем, важно что психотерапевт сначала обучил пациента идентифицировать проблему и стратегии решения этих проблем.
Способность идентификация и разработки плана решения будет использоваться на протяжении последующих терапевтических сессиях. Чтобы включить пациента в использование стратегий решения проблем следует для начала научить его внимательно изучить проблему, создать список решений, а также принять решения о том, какие стратегии подходят для различных задач.
Общими указаниями по использованию стратегии решения проблем являются следующие:
  • Обучение должно быть адаптировано и специфично для каждого пациента.
  • Получить тщательную оценку проблемы, прежде чем приступать к терапии решения проблем.
  • Поощрять пациента, чтобы он пытался формулировать как можно много решений, как это возможно без критической оценки.
  • Решите, требуется ли пациенту больше проблемно-ориентированной работы или более эмоциональной с целью роста эффективности терапевтического процесса.

Стратегии эффективного решения проблем

Инструкция для пациента: Когда мы подавлены или находимся в состоянии тревоги мы может чувствовать повышенный дискомфорт, особенно когда нет выхода из этого состояния. Техники «решения проблем» помогут дистанцировать от проблем и найти: различные формы практических решений. Большинство техник решения проблем состоят из 5-7 этапов.
Например: 1) определить в чем проблема; 2) определить решения; 3) проанализировать сильные и слабые стороны; 4) выбрать решение как оно будет осуществляться; 5) планирование; 6) осуществление; 7) обзор.

Формулировка цели решения проблемы

  • Цель (буквально).
  • Действие по осуществлению цели (пациенту предлагается следующая шкала):

Протоколы работы с проблемными ситуациями

a) Протокол П. Фалланда
Шаг 1 «Идентификация проблемы»
Написать ту проблему (буквально), которую Вы хотите решить.
Шаг 2 «Поиск решений»
Какие решения проблемы у Вас есть? Ничего не отвергайте и не критикуйте, пишите все варианты решения проблемы.
Шаг 3 «Сильные и слабые стороны решений»
Каковы сильные и слабые стороны для каждого решения? Используйте табл. 1, чтобы проанализировать выделенные решения.
Шаг 4 «Обзор сильный и слабых сторон решений проблем и выбор решения»
Шаг 5 «Разработка плана»
Какие шаги вы предпримете, чтобы применить решение?
Шаг 6 «Осуществление»
Что Вы делали? Буквально опишите шаги.
Шаг 7 «Отзыв»
Как это было? Проанализируйте, как хорошо работает Ваше решение.

Табл. 1 Анализ сильных и слабых сторон решения проблемы
б) Протокол работы SOLVED
Данный протокол помогает психотерапевту и пациенту провести шаги чтобы эффективно выявить и решить проблемные ситуации.

S (выбор проблемы) ... что пациент хотел бы решить...

Инструкция: сформулируйте проблему как можно четче. Постарайтесь быть объективным и конкретным. Опишите проблему в плане того, что Вы можете наблюдать, а не на основе субъективных чувств.
Психотерапевт обучает, что пациент перед тем как применять интервенции решении проблем должен спросить себя следующие вопросы:
  • на самом деле есть ли проблема, которая требует решения?
  • это реальная проблема и беспокоит ли она меня?
  • является ли проблема актуальной по сей день? (принцип здесь и сейчас)
  • есть ли у меня контроль над этой проблемой?
Важно учитывать, что беспокоящая проблема пациента может носить характер предсказания будущего, а также может быть в «реальном» времени. Однако пациента сразу стоит сказать о том, что проблема направленная в будущее в основе которой лежит предсказание мало поддается контролю, важно выделить проблему в реальном времени.
Если это реальная проблема в здесь-и-сейчас, психотерапевт задает вопросы, что вы можете сделать для решения этой проблемы, какие способы решения этой проблемы есть у пациента. Важно пациента спрашивать, что даст ему, если он решит проблему или что будет если он оставит проблему.

Выгоды и издержки решения проблемы

Табл. 2
Попросите пациента подумать о ситуациях, когда он или она чувствует себя дискомфортно, беспокойно, чувствует трудности в решении проблем или полный крах в их решении. Если планирование и выделение не представляется возможным с пациентом, можно предложить ряд других интервенций в рамках когнитивно-поведенческой терапии (например, мониторинг и изменение негативных автоматических мыслей). Пациенту можно предложить разные варианты решения его проблемы, но выбор и направления избавления себя от дискомфорта зависит от самого пациента.
O (Открыть свое сознание, чтобы выделить все решения)
Инструкция: Составьте список решений, без их оценки. Исключить менее желательные или необоснованные решения после того как все решения были перечислены. Перечислить оставшиеся решения в порядке предпочтения
Здесь важно сказать пациенту, чтобы он был как можно более обширным в своем кругозоре выбора решения проблем. Пациенту предлагается «мозговой штурм» с целью разработки всех возможных решений. Лучше проводить это в письменном виде в специально разработанных протоколах. Отметить, что выделение идей и стратегий решения проблем нужно выполнять без оценки. Идеи, которые кажутся сначала смешными и глупыми могут создавать ресурсы и идеи, чтобы генерировать реалистичные и действенные решения.
L (лист за и против каждого возможного решения)
Инструкция: оцените 3–4 возможных решения с точки зрения их плюсов и минусов.
Табл. 3
Табл. 5
Выделение доводов за и против, может быть полезным при рассмотрении возможных вариантов решения проблемы. Написание доводов позволяет дополнить мысль, а также визуализировать образ возможных вариантов. Психотерапевты рекомендуют пациентам рассматривать решение проблем в логическом порядке, тем самым уменьшая время за пустые размышления. Доводы также помогают выявить дополнительные мысли, которые позволяют извлечь выгоду из изменений состояния. В некоторых случаях, для определения за и против (плюсов или минусов) может потребоваться «второе мнение» или «доверительное лицо» с целью получения дополнительной информации.
V (Проверка лучшего решения)
Пациенты совместно с психотерапевтом изучив за и против в списке решений приступают к сортировке решений по принципу «убывания» т. е. отвечая себе на вопрос «какое решение наиболее практичное и желательное»
E (Разработка плана решения проблемы)
Инструкция: выбрать одно – три решения. Определить действие, как и когда решение будет реализовано. Практические шаги («Что я буду делать...»).
Определяются меры, необходимые для реализации решения выбранной проблемы. Пациенты испытывают трудности в построении плана, однако главным принципом является разорванность действий на маленькие этапы с обязательным поощрение пациента.
D (Решение, если план сработал)
Проводится последующий анализ с пациентом, чтобы увидеть насколько хорошо работает выбранное решение. Если решение было эффективным пациенту дается положительное подкрепление. Если решение не было эффективным, вернуться к первому шагу в выше приведенной технике, чтобы указать новую проблему или перейти к “O” или “L” для выявления других целей или возможных решений для той же проблемы. Решение вернуться назад и на какой шаг во многом зависит пациента. Однако, обязательно важно учитывать дополнительную информацию о выгодах и издержках (за и против) данного вида решения проблемы.
Советы для генерации возможных решений проблемы:
  • Попросите пациента подумать о том как он кого-нибудь проконсультирует с той или иной проблемой (или своей) и на практике попробует данную технику.
  • Попросить пациента проанализировать подобные ситуации в его жизни.
  • Попросите пациента, чтобы он проконсультировался у близкого человека «доверительного лица» насчет этой проблемы.
Помните, что стратегии решения проблем должны иметь некоторую практику у пациента, что позволить справиться с трудными ситуациями. Пациент в следующий раз, когда окажется в ситуации реальной проблемы, которая находится здесь-и-сейчас будет иметь средства для гибкого контроля над проблемой, вместо того, чтобы беспокоится о ней. Важно объяснить пациенту, что проще сесть с протоколом SOLVED и попробовать решить проблему. Это будет более продуктивно, чем находиться в состоянии дистресса. Применение SOLVEDпозволит снизить дискомфорт и выработать лучший план действий по минимизации проблемы.

Самоуправление проблемными ситуациями

а) Проверь что с твоим настроением
- Перечисли 3–4 эмоции, которые ты чувствуешь прямо сейчас и оцени их интенсивность от 0 до 100%


- Перечисли три эмоции, которые ты чувствовал на прошлой неделе, и оцени также их интенсивность от 0 до 100%
б) Проанализируй предыдущую неделю
- Использовал ли я техники на этой неделе, которые я узнал в терапии?
- Если бы я не делал эти техники, то что могло бы мне помочь использовать их в проблемных ситуациях?
- Какие хорошие вещи произошли на этой неделе?


- Как я сделал эти хорошие вещи?
в) Текущие и будущие проблемные ситуации
- Каковы мои текущие проблемы?
- Как я могу думать об этих проблемах по-другому?
- Что я могу сделать, чтобы изменить чувства связанные с этой проблемой?
- Какие проблемы могут возникнуть перед моей следующей работой по самотерапии проблем?
- Какие навыки я могу использовать для решения этих проблем?



Похожие публикации